Ракета-носитель «Протон-М» сгорела при запуске, потерян российский спутник связи
Эксперты выясняют причины новой аварии ракеты-носителя "Протон-М". Она сгорела при запуске, а вместе с ней - российский спутник связи, самый мощный на сегодняшний день и очень дорогостоящий (по некоторым данным, его стоимость составляет порядка 150 миллионов евро). Пока официально запуски "Протонов" не приостановлены, а в этом году планировались еще два старта.
Космодром Байконур. Время: 1:42, все идет по плану. Тяга двигателей - на максимуме. Старт. Ракета уходит в небо. Диспетчер каждую секунду фиксирует все параметры управления системы и спокойно докладывает об отделении от ракеты-носителя сначала первой, а затем и второй ступени. Трансляция обрывается на 545-й секунде после запуска, когда уже стало ясно - что-то пошло не так.
Как объяснили в Роскосмосе, аварийное выключение двигательной установки произошло во время работы третьей ступени. Представители специально созданной государственной комиссии уже приступили к установлению причины аварии. По предварительным данным, она произошла из-за отказа рулевого двигателя. По данным Роскосмоса, ядовитые компоненты топлива сгорели в верхних слоях атмосферы.
"В момент аварии "Протон" находился на высоте 161 км над Китаем, обломки сгорели в плотных слоях атмосферы над Тихим океаном. По нашей предварительной информации, до Земли ничего не долетело", - сказал руководитель Роскосмоса Олег Остапенко.
На Воронежском механическом заводе - двигатель третьей ступени ракеты-носителя был изготовлен именно на этом предприятии - также создана специальная комиссия, которая изучает все обстоятельства отказа двигателя.
"Двигатель произведен Механическим заводом. Мы являемся серийным изготовителем этого двигателя. Разработчиком является конструкторское бюро "Химавтоматика", смежное с нами предприятие. Двигатель этот серийно изготавливается еще с 60-х годов прошлого века, поэтому все в порядке, он изготовлен вовремя, в срок, все, как полагается. В причинах случившегося разбирается комиссия, мы собираемся и уточняем все данные", - пояснила начальник отдела по связям с общественностью Воронежского механического завода Нина Смирнова.
Потерянный сегодня аппарат "Экспресс-АМ4Р" был построен по заказу госпредприятия "Космическая связь". С орбиты он должен был обеспечить доступ в интернет для отдаленных и труднодоступных районов. Уже известно, что разбившийся "Протон-М" с самым мощным российским спутником связи был застрахован в на сумму в 7 миллиардов 800 миллионов рублей.
О системном кризисе в космической отрасли эксперты говорят уже давно. Процент аварий "Протона" увеличился до десяти, и это непозволительно много. Так, в июле прошлого года ракета-носитель с тремя аппаратами "Глонасс-М" начала распадаться в воздухе и упала недалеко от места старта. Как установили тогда, причиной случившегося стала халатность. При сборке ракеты были неправильно установлены датчики угловых скоростей. Ошибки из-за которых происходили все последние аварии - оплошности в работе и на уровне проектировщика, и на уровне рабочего.
"Для него это типовая операция - он поднажал, подкрутил. Вроде встало - махнули рукой. Такие вещи недопустимы для такой техники. В первой крупной аварии, когда ГЛОНАССы улетели - не рассчитали объем бака. Неправильно рассчитали. Это задача для школьника. Школьнику двойку поставят. Здесь - ракету гигантскую угробили. И никто не потрудился проверить эти расчеты", - говорит руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
После череды аварий было принято решение о реорганизации ракетно-космической отрасли, а в руководстве Роскосмоса произошли изменения. Ранее же был выработан план совершенствования технологий повышения надежности. Однако, как отмечают специалисты, сегодняшняя авария заставляет думать, что этот план остался на бумаге.