С 8 апреля в России отменят «мобильное рабство»
Завтра, 8 апреля, в России окончательно прекращается то, что называется в народе "мобильным рабством". Сменить сотового оператора, не потеряв номер, теперь можно быстро и без проволочек. Самые нетерпеливые абоненты уже опробовали услугу, но до сих пор не было четких правил - как быстро человек может перейти в другую компанию.
С номером на выход Андрей Тарасов стал проситься еще в декабре, едва вступил в силу закон об отмене мобильного рабства. Но полюбовно разойтись с оператором не получилось. Компания как могла пыталась удержать клиента.
"Звоню новому оператору, мне говорят - мы ничего не знаем, нам не пришел ответ от старого оператора. Звоню старому - мы вам отказали еще на 2-й день после написания заявления, так как у вас было недостаточно средств на счете. Я говорю, что такого не было в жизни. Они говорят - сейчас проверим, ой, действительно у нас был технический сбой, это ошибка, мы вас незаконно не перевели, напишите заявление еще раз", - рассказал Андрей Тарасов.
Только спустя четыре месяца номер сменил прописку. Но с завтрашнего дня компаниям тянуть резину будет себе дороже. Есть 8 дней на то, чтобы уладить все формальности и перевести пользователя к конкурентам. Сроки не выдержаны - значит, потребитель может не оплачивать свои разговоры, все расходы за счет оператора.
Эксцессы с операторами "большой тройки" чиновники называют исключением. У компаний было достаточно времени для того, чтобы подготовиться. И необходимую работу, как говорят в министерстве связи, они провели.
"Другой момент - это доступность дополнительных услуг. Например, мобильный банкинг, оплата дистанционных услуг связи через платежные системы или банки..Операторы все необходимые настройки сделали, но также все настройки должны были сделать банки и платежные системы", - сообщила пресс-секретарь ОАО"Вымпелком" Анна Айбашева.
Игроки рынка в качестве оправдания возможным сбоям называют сжатые сроки. У них было только несколько месяцев на изменение принципов работы. Тогда как в Германии или Японии эта процедура растянулась на два года. Впрочем, в отличие от иностранных абонентов, россияне не так охотно пользуются новым правом.
"Эта цифра составляет 100 тысяч человек, это 0,05 процента от всех абонентов. Это совсем немного. Были прогнозы, что будет и 10, 15, 20 процента. Но услуга не вызывает интереса - те, кто хотел, до этого перешли, тем более есть возможность иметь две сим-карты" - говорит директор по связям с общественностью компании "Мегафон" Петр Лидов.
Каждый из операторов уточняет - вольную получили только абоненты с десятизначным федеральным номером. А в России около 500 тысяч потребителей имеют еще и так называемый прямой или короткий номер. У них права на смену оператора нет.
"Закон, как его любят называть журналисты, был об отмене мобильного, а не фиксированного рабства. Про фиксированные номера в законе ничего не сказано и передавать их никто никуда не может. Они где находятся, там они и будут", - говорит директор по маркетингу компании МТС Вячеслав Николаев.
Если такие ограничения не пугают, для смены оператора и сохранения номера достаточно написать заявление в офисе компании. Его одобрят при условии, что абонент ничего не должен своему бывшему оператору.
На таких условиях с сотовой компанией расстался и абонент из Ижевска Андрей Тарасов. Компания отдала номер, только себе оставила три тысячи рублей, что были на балансе потребителя.
"Мне нужно писать заявление старому оператору, чтобы они перевели деньги банковским переводом мне. Но прошлый оператор опять-таки ставит мне условия, что я могу написать не прямо сейчас это заявление, а через месяц, и мне нужно подойти в определенные дни к ним. То есть ставят различные условия, чтобы усложнить мне жизнь", - говорит Андрей Тарасов.
Если оператор в ближайшее время вслед за номером не переведет и деньги на счет, Андрей Тарасов собирается идти с иском в суд.