В удмуртском поселке Кизнер начал работать современный завод по уничтожению химического оружия
В Удмуртии заработал завод по уничтожению химического оружия, который по уровню оснащения считается лучшим в мире. Специалисты планируют утилизировать более двух миллионов артснарядов крупного калибра с отравляющими веществами, оставшихся ещё со времён Советского Союза. Это седьмой по счёту и последний подобный объект, который построен по федеральной целевой программе.
На конвейере своей очереди уже ждут первые боеприпасы. В центральном пункте управления можно видеть все, что происходит в цехах по утилизации химического оружия. Новый комплекс в удмуртском поселке Кизнер завершает федеральную программу по уничтожению запасов отравляющих веществ.
Начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия Валерий Капашин рассказывает: "Здесь запасов около 5,5 тысяч тонн отравляющих веществ. Калибры снарядов - 122 мм. Снаряды начинены отравляющим веществом зарином. Запасы зарина самые большие".
Россия - один из инициаторов подписания международной конвенции о запрещения химического оружия. Больше сорока тысяч тонн ядовитых веществ до сих пор хранились на складах в разных регионах страны. Некоторые боеприпасы были выпущены еще во время Великой Отечественной войны, их срок годности давно истек.
Было принято решение рядом с каждым из семи арсеналов построить комплексы по уничтожению химического оружия. Сегодня большинство запасов уже ликвидировано.
Головная часть 240-миллиметрового реактивного снаряда. Весит боеприпас около сорока килограммов, внутри - опасное химическое вещество зарин. Процесс уничтожения химического оружия на предприятии полностью автоматизирован. Управляют процессом в специальной аппаратной. На утилизацию одного боеприпаса требуется около суток.
Виктор Холстов, заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности, объясняет: "Отравляющее вещество уничтожается в одну стадию: идет извлечение отравляющего вещества и сразу же идет детоксикация - понижение активности отравляющего вещества".
На конечном этапе опустошенные снаряды деформируют под специальным прессом. Весь процесс уничтожения проходит под наблюдением иностранных специалистов Организации по запрещению химического оружия. Ведется строгий контроль.
"Каждое государство определяет свои возможности и приоритеты уничтожения. Наши приоритеты выстроены, озвучены, и у нас нет другой альтернативы, кроме как уничтожение химического оружия в кратчайшие сроки" - говорит Виктор Холстов.
На предприятии ведется жесткий экологический контроль. Трижды в день берутся пробы воздуха, работает передвижная лаборатория. Также в разных уголках комплекса есть так называемые биоиндикаторы - песцы, мыши и норки лучше всяких приборов реагируют на вредные вещества. Животные очень восприимчивы к изменениям в окружающей среде.
На предприятии гарантируют безопасность своих работников, а также местного населения. Жители Кизнера говорят, что с появлением комплекса жизнь в поселке изменилась. За последний год здесь построены новые школы, дом культуры, модернизирована больница.
"Когда мы сюда приехали, здесь не очень была развита инфраструктура. Старшего ребенка, ему сейча 9 лет, мы возили в детсад на автобусе. А сейчас вот детсад у нас под окнами буквально", - довольна жительница поселка Кизнер Наталья Лабутина.
В России все запасы химического оружия должны быть уничтожены к 2015 году, сами предприятия должны быть закрыты. Но местные власти уверены, что все комплексы будут переоборудованы под военные или гражданские нужды.