Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
28 октября 2013, 18:33

На авиационном заводе в Саратовской области началась реконструкция уникального самолета

Его в годы войны подарил армии местный крестьянин, передав на постройку боевой машины личные сбережения. Позже он с помощью родственников и соседей собрал деньги и на второй истребитель, который сейчас хранится в музее в Калифорнии.

Специалисты авиаремонтного завода до сих пор удивляются - это как же тогда собирали самолеты, что все эти дощечки и веревочки не рассыпались от скорости и перепада температур.

"С какой культурой экономии, с борьбой за каждый грамм веса сделан самолет. Все создавалось из дерева, создавалось руками женщин и детей, которые работали на заводах", - рассказывает старший диспетчер авиационного ремонтного завода Михаил Радин.

Этот самолет - подарок простого саратовского крестьянина Ферапонта Головатого Красной армии. Тогда он был в опале: припоминали ему звание георгиевского кавалера в Первую мировую, зажиточное хозяйство, а в конце 30-х даже осудили по политической статье, правда, почти сразу реабилитировали. Никто не ожидал, что в самом начале войны он соберет 100 тысяч рублей и отдаст на самолет.

"Он приехал с чемоданом денег в Саратов, пошел на авиационный завод, положил чемодан перед директором Левиным. Тот, конечно, был в недоумении. Написана была телеграмма Сталину, и он понял, что этот патриотический почин подхватят многие", - рассказывает директор Саратовского государственного музея Боевой славы Татьяна Найдина.

Эту боевую машину ни разу не подбили, она была списана, отслужив свой срок. Крестьянин Головатый тогда долго сокрушался и собрал сумму на второй самолет - на руках у него было 9 маленьких внуков и дочери, оставшиеся без мужей. Помогали соседи и родственники.

Как рассказывают историки, Головатый долго ходил по цехам, выбирая самый лучший, самый надежный самолет и лично вручил его саратовскому летчику Борису Еремину. Як-3 пролетал всю войну, а уже в 90-е годы каким-то образом попал за океан. Он и сейчас там - в музее авиации Санта-Моники.

"Этим летом здесь было больше русских туристов, чем обычно. Они были удивлены, узнав Як-3 здесь, им было очень приятно. Они перевели мне надпись на борту. Русские гордятся этим самолетом", - говорит экскурсовод Стив Бениш.

Замысловатые надписи гиду никак не даются, имя Ферапонт для среднестатистического американца - что-то запредельное. Даже историю экспоната Стив Бениш знает в основном по рассказам русских туристов. Здесь не афишируют, как советская реликвия оказалась у них, а на родине объясняют: никаких официальных бумаг на этот счет нет, скорее всего, его просто продали.

"Я знаю, что находился в ОКБ имени Яковлева, потом был передан в Калифорнию. И до сих пор там и находится", - сообщил генеральный директор авиационного ремонтного завода Игорь Марков.

На заводе готовы взяться за реставрацию и этого самолета, а музейные сотрудники уже 15 лет пишут письма во все инстанции и пытаются найти меценатов, которые так же, как Головатый, смогут выкупить самолет и просто отдать его людям.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей