На авиационном заводе в Саратовской области началась реконструкция уникального самолета
Его в годы войны подарил армии местный крестьянин, передав на постройку боевой машины личные сбережения. Позже он с помощью родственников и соседей собрал деньги и на второй истребитель, который сейчас хранится в музее в Калифорнии.
Специалисты авиаремонтного завода до сих пор удивляются - это как же тогда собирали самолеты, что все эти дощечки и веревочки не рассыпались от скорости и перепада температур.
"С какой культурой экономии, с борьбой за каждый грамм веса сделан самолет. Все создавалось из дерева, создавалось руками женщин и детей, которые работали на заводах", - рассказывает старший диспетчер авиационного ремонтного завода Михаил Радин.
Этот самолет - подарок простого саратовского крестьянина Ферапонта Головатого Красной армии. Тогда он был в опале: припоминали ему звание георгиевского кавалера в Первую мировую, зажиточное хозяйство, а в конце 30-х даже осудили по политической статье, правда, почти сразу реабилитировали. Никто не ожидал, что в самом начале войны он соберет 100 тысяч рублей и отдаст на самолет.
"Он приехал с чемоданом денег в Саратов, пошел на авиационный завод, положил чемодан перед директором Левиным. Тот, конечно, был в недоумении. Написана была телеграмма Сталину, и он понял, что этот патриотический почин подхватят многие", - рассказывает директор Саратовского государственного музея Боевой славы Татьяна Найдина.
Эту боевую машину ни разу не подбили, она была списана, отслужив свой срок. Крестьянин Головатый тогда долго сокрушался и собрал сумму на второй самолет - на руках у него было 9 маленьких внуков и дочери, оставшиеся без мужей. Помогали соседи и родственники.
Как рассказывают историки, Головатый долго ходил по цехам, выбирая самый лучший, самый надежный самолет и лично вручил его саратовскому летчику Борису Еремину. Як-3 пролетал всю войну, а уже в 90-е годы каким-то образом попал за океан. Он и сейчас там - в музее авиации Санта-Моники.
"Этим летом здесь было больше русских туристов, чем обычно. Они были удивлены, узнав Як-3 здесь, им было очень приятно. Они перевели мне надпись на борту. Русские гордятся этим самолетом", - говорит экскурсовод Стив Бениш.
Замысловатые надписи гиду никак не даются, имя Ферапонт для среднестатистического американца - что-то запредельное. Даже историю экспоната Стив Бениш знает в основном по рассказам русских туристов. Здесь не афишируют, как советская реликвия оказалась у них, а на родине объясняют: никаких официальных бумаг на этот счет нет, скорее всего, его просто продали.
"Я знаю, что находился в ОКБ имени Яковлева, потом был передан в Калифорнию. И до сих пор там и находится", - сообщил генеральный директор авиационного ремонтного завода Игорь Марков.
На заводе готовы взяться за реставрацию и этого самолета, а музейные сотрудники уже 15 лет пишут письма во все инстанции и пытаются найти меценатов, которые так же, как Головатый, смогут выкупить самолет и просто отдать его людям.