Как на российских заводах уничтожают химическое оружие и как в этом помогают животные?
Уничтожение арсеналов отравляющих веществ - процесс сложный и довольно долгий. России, к примеру, потребовался не один год, чтобы утилизировать большую часть запасов химического оружия, которое хранилось на складах ещё со времён холодной войны. В соответствии с федеральной целевой программой, полностью ликвидировать эти боеприпасы планируется к концу 2015 года. В нашей стране сейчас действуют сразу несколько заводов по уничтожению химоружия. Там применяют технологии, позволяющие сделать этот процесс безопасным для окружающей среды.
Здесь круглосуточно уничтожают химические снаряды. Процесс автоматический и вроде бы незаметный: в боеголовку вводят нейтрализатор, который разрушает отравляющее вещество - реакция проходит внутри, операторы отслеживают ее на мониторах.
"После подготовки боеприпасов и входного контроля они поступают на уничтожение на линию расснаряжения. Уничтожение боеприпасов производится в два этапа. Первый этап - это извлечение из боеприпаса отравляющего вещества, его промывка дегазирующим раствором и продувка", - объясняет начальник отделения управления процессом Алексей Ворожейкин.
Отравляющее вещество называется зоман. В этом хранилище его столько, что хватило бы, чтоб уничтожить целый город и еще в течение трех месяцев убивать все живое, что попадет на пораженную территорию. И таких хранилищ на заводе три.
"Данные боеприпасы сложной конструкции, они использовались в авиации, помещались в специальные контейнеры и должны были использоваться на летательных аппаратах", - рассказывает заместитель командира военной части №21222, начальник хранения Александр Дурягин.
Оказывается, это только полпроцента от того, что находилось на складах раньше. Советский Союз, США и многие европейские страны активно производил химическое оружие на протяжении всей холодной войны. С 2008 года завод уничтожил большую часть боеприпасов согласно Конвенции о запрете химоружия. В первую очередь ликвидировали склады с зарином - веществом, которое недавно снова заставило мир вздрогнуть.
Зарин - непредсказуемое и опасное при хранении вещество. Сейчас в России нет своего зарина, его полностью уничтожили.
Советские бомбы, уже без своей страшной начинки теперь стоят в музее. В каждой было нервно-паралитическое вещество, но ни разу за всю историю наша страна его не применила. После того, как боевой снаряд, который нес в себе отравляющее вещество, прошел все стадии нейтрализации, он превращается в обычный лом. Здесь вообще можно прикасаться к чему угодно - на предприятии столько степеней защиты, что отравления не может быть даже гипотетически. Однако все понимают, с чем имеют дело
На КПП всем сразу выдают противогазы и после медосмотра специальный антидот, который должен снять симптомы отравления в случае чего. Надо сказать, что пока его ни разу не применяли.
Не расставаться с противоядием и противогазом тяжело даже психологически, а тем, кто работает непосредственно с боеприпасами, приходится надевать такую герметичную "упаковку": в течение четырех часов специалист не сможет ее снять, и дышать будет только через противогаз. За смену здоровый мужчина теряет до 5 килограммов своего веса. Руководство придумало, как можно снять стресс – можно покормить животных.
Это - не живой уголок, а живые индикаторы. Рядом со складами зомана размножаются кролики, белки, фазаны и даже страусы. Территория четко поделена, но агрессивный Абдулла нет-нет, да и прорвет ограду или совершит вероломное нападение на соседку Гюльчатай. Отработав смену на уничтожении оружия, сотрудники любят заглянуть сюда и навести порядок.