В Роскосмосе огласили первые выводы комиссии о причинах падения ракеты «Протон»
Причина падения ракеты "Протон" со спутниками ГЛОНАСС на борту - вопиющие нарушения при установке датчиков. В Роскосмосе огласили первые выводы комиссии, которая разбирается в обстоятельствах аварии. Грубые ошибки при сборке - обошлись бюджету страны, по меньшей мере, в 4,5 миллиарда рублей. Почему космическая отрасль вдруг стала слабым звеном?
Маленький и почти неприметный датчик размером с ладонь. Неспециалисту трудно поверить, что этот, на самом деле, очень важный прибор не только считывает так называемые угловые скорости ракеты, но и передает эту информацию в бортовую вычислительную машину, которая, фактически, служит ее автопилотом. Малейшее отклонение от заданного курса - и датчик будет делать все, чтобы вернуть ракету на заданную траекторию.
Так должно было быть и 2 июля, когда "Протон-М" должен был вывести на орбиту спутники "Глонасс". На 13-й секунде полета датчики угловых скоростей начали фиксировать отклонение ракеты от заданного курса. А дальше вместо того, чтобы стабилизировать ситуацию и вернуть ракету-носитель на маршрут, приборы стали уводить ее все дальше и дальше в сторону.
"Эксперимент и анализ матчасти показали, что на заводе-изготовителе Хруничева была допущена неправильная установка датчиков угловых скоростей по каналу рыскания. Это однозначно уставленный факт. Только эта причина и привела к потере управляемости и аварии ракеты космического назначения", - сообщил заместитель руководителя Федерального космического агентства Александр Лопатин.
Датчики, словно сошли с ума, передавали в центр сигналы, прямо противоположные тем, которые должны были передавать. Сложилась ситуация, когда вычислитель направлял ракету вправо, когда надо было уводить ее влево, и наоборот.
Как выяснила рабочая комиссия Роскосмоса, "Протон" стал неуправляемым из-за того, что 3 из 6 датчиков были установлены на нем вверх ногами. Уже известно, что эту достаточно грубую ошибку допустили при сборке ракеты.
Датчики не только установили вверх ногами. Из-за того, что они не попали в паз и болтались, их пришлось мастерам еще и силой прикручивать. Остались даже характерные вмятины. Тревогу не забили ни при монтаже оборудования, ни во время сдачи ракеты перед стартом. Что это: ошибка неквалифицированных работников или серьезный системный просчет - еще предстоит установить госкомиссии.
"Этот электромонтажник, около 30 лет парню, работу выполнял не первый раз. Мастер - тоже молодой человек, но, тем не менее, опыт имеет. А контролер ОТК - вообще женщина, благоприятное впечатление производит в общении, работает на этом месте уже 15 лет", - рассказал заместитель руководителя Федерального космического агентства Александр Лопатин.
А вот неудачи, которые в последнее время буквально преследуют нашу космическую отрасль, уже не оставляют того благоприятного впечатления, которое должна производить одна из ведущих космических держав.
Можно вспомнить и декабрь 2010 года, когда сразу 3 спутника "Глонасс" после сбоя в разгонном блоке носителя затонули в Тихом океане. Позже выяснилось, что производитель аппаратов закупал для ракеты тайваньские микросхемы, не предназначенные для работы в космической технике.
Провалом закончился и выход на расчетную орбиту крупнейшего спутник связи "Экспресс-АМ4" в августе 2011 года. Из-за ошибки в программе связь с аппаратом была потеряна, и он стал бесполезен.
После последнего ЧП при запуске "Протона" эксперты сходятся во мнении: несмотря на значительное бюджетное финансирование, которое в последние годы увеличилось более чем в 2 раза, космическая отрасль пока так и не смогла выйти из кризиса.
"Не только в авиации, но и в ракетной технике используется контрафактная продукция. Комментарии излишни. Ведь кто-то где-то это пропустил! Ведь датчики вверх тормашками кто-то поставил! Кто-то должен это дело контролировать – такие системы, как отдел технического контроля. В недалекие времена даже мало-мальски незначительные неисправности - и ракеты возвращали со старта", - рассказал космонавт-испытатель, Герой России Сергей Нефедов.
Между тем, бюджет космической отрасли до 2020 года должен составить астрономическую сумму - более 2 триллионов рублей. Это значит, что и планы развития должны быть сверхамбициозными. Пока же на космических предприятиях работают либо очень молодые люди, которые только-только закончили учебные заведения, либо те, кто достиг пенсионного возраста. Для того чтобы вырастить сильное среднее звено, которое всегда составляло основу любой высокотехнологичной отрасли, теперь уйдут годы.