Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
18 июля 2013, 21:04

В Роскосмосе огласили первые выводы комиссии о причинах падения ракеты «Протон»

Причина падения ракеты "Протон" со спутниками ГЛОНАСС на борту - вопиющие нарушения при установке датчиков. В Роскосмосе огласили первые выводы комиссии, которая разбирается в обстоятельствах аварии. Грубые ошибки при сборке - обошлись бюджету страны, по меньшей мере, в 4,5 миллиарда рублей. Почему космическая отрасль вдруг стала слабым звеном?

Маленький и почти неприметный датчик размером с ладонь. Неспециалисту трудно поверить, что этот, на самом деле, очень важный прибор не только считывает так называемые угловые скорости ракеты, но и передает эту информацию в бортовую вычислительную машину, которая, фактически, служит ее автопилотом. Малейшее отклонение от заданного курса - и датчик будет делать все, чтобы вернуть ракету на заданную траекторию.

Так должно было быть и 2 июля, когда "Протон-М" должен был вывести на орбиту спутники "Глонасс". На 13-й секунде полета датчики угловых скоростей начали фиксировать отклонение ракеты от заданного курса. А дальше вместо того, чтобы стабилизировать ситуацию и вернуть ракету-носитель на маршрут, приборы стали уводить ее все дальше и дальше в сторону.

"Эксперимент и анализ матчасти показали, что на заводе-изготовителе Хруничева была допущена неправильная установка датчиков угловых скоростей по каналу рыскания. Это однозначно уставленный факт. Только эта причина и привела к потере управляемости и аварии ракеты космического назначения", - сообщил заместитель руководителя Федерального космического агентства Александр Лопатин.

Датчики, словно сошли с ума, передавали в центр сигналы, прямо противоположные тем, которые должны были передавать. Сложилась ситуация, когда вычислитель направлял ракету вправо, когда надо было уводить ее влево, и наоборот.

Как выяснила рабочая комиссия Роскосмоса, "Протон" стал неуправляемым из-за того, что 3 из 6 датчиков были установлены на нем вверх ногами. Уже известно, что эту достаточно грубую ошибку допустили при сборке ракеты.

Датчики не только установили вверх ногами. Из-за того, что они не попали в паз и болтались, их пришлось мастерам еще и силой прикручивать. Остались даже характерные вмятины. Тревогу не забили ни при монтаже оборудования, ни во время сдачи ракеты перед стартом. Что это: ошибка неквалифицированных работников или серьезный системный просчет - еще предстоит установить госкомиссии.

"Этот электромонтажник, около 30 лет парню, работу выполнял не первый раз. Мастер - тоже молодой человек, но, тем не менее, опыт имеет. А контролер ОТК - вообще женщина, благоприятное впечатление производит в общении, работает на этом месте уже 15 лет", - рассказал заместитель руководителя Федерального космического агентства Александр Лопатин.

А вот неудачи, которые в последнее время буквально преследуют нашу космическую отрасль, уже не оставляют того благоприятного впечатления, которое должна производить одна из ведущих космических держав.

Можно вспомнить и декабрь 2010 года, когда сразу 3 спутника "Глонасс" после сбоя в разгонном блоке носителя затонули в Тихом океане. Позже выяснилось, что производитель аппаратов закупал для ракеты тайваньские микросхемы, не предназначенные для работы в космической технике.

Провалом закончился и выход на расчетную орбиту крупнейшего спутник связи "Экспресс-АМ4" в августе 2011 года. Из-за ошибки в программе связь с аппаратом была потеряна, и он стал бесполезен.

После последнего ЧП при запуске "Протона" эксперты сходятся во мнении: несмотря на значительное бюджетное финансирование, которое в последние годы увеличилось более чем в 2 раза, космическая отрасль пока так и не смогла выйти из кризиса.

"Не только в авиации, но и в ракетной технике используется контрафактная продукция. Комментарии излишни. Ведь кто-то где-то это пропустил! Ведь датчики вверх тормашками кто-то поставил! Кто-то должен это дело контролировать – такие системы, как отдел технического контроля. В недалекие времена даже мало-мальски незначительные неисправности - и ракеты возвращали со старта", - рассказал космонавт-испытатель, Герой России Сергей Нефедов.

Между тем, бюджет космической отрасли до 2020 года должен составить астрономическую сумму - более 2 триллионов рублей. Это значит, что и планы развития должны быть сверхамбициозными. Пока же на космических предприятиях работают либо очень молодые люди, которые только-только закончили учебные заведения, либо те, кто достиг пенсионного возраста. Для того чтобы вырастить сильное среднее звено, которое всегда составляло основу любой высокотехнологичной отрасли, теперь уйдут годы.

Читайте также: