Причина аварии ракеты «Протон» — неправильная установка датчиков
В Роскосмосе огласили первые выводы комиссии, которая изучала обстоятельства аварии ракеты "Протон" 2 июля на Байконуре. Сообщается, что причиной ее падения стала нештатная работа 3 из 6 датчиков угловых скоростей. Эти детали устанавливают на ракету в Центре имени Хруничева. И как полагают эксперты, сделано это было неправильно.
Маленький и почти неприметный датчик размером с ладонь. Неспециалисту трудно поверить, что этот, на самом деле, очень важный прибор не только считывает так называемые угловые скорости ракеты, но и передает эту информацию в бортовую вычислительную машину, которая, фактически, служит ее автопилотом. Малейшее отклонение от заданного курса - и датчик будет делать все, чтобы вернуть ракету на заданную траекторию.
Так должно было быть и 2 июля, когда "Протон-М" должен был вывести на орбиту спутники "Глонасс". На 13-й секунде полета датчики угловых скоростей начали фиксировать отклонение ракеты от заданного курса. А дальше вместо того, чтобы стабилизировать ситуацию и вернуть ракету-носитель на маршрут, приборы стали уводить ее все дальше и дальше в сторону.
"Эксперимент и анализ матчасти показали, что на заводе-изготовителе Хруничева была допущена неправильная установка датчиков угловых скоростей по каналу рыскания. Это однозначно уставленный факт. Только эта причина и привела к потере управляемости и аварии ракеты космического назначения", - сообщил заместитель руководителя Федерального космического агентства Александр Лопатин.
Датчики, словно сошли с ума, передавали в центр сигналы, прямо противоположные тем, которые должны были передавать. Сложилась ситуация, когда автопилот направлял ракету вправо, когда надо было уводить ее влево, и наоборот.
Как выяснила рабочая комиссия Роскосмоса, "Протон" стал неуправляемым из-за того, что 3 из 6 датчиков были установлены на нем вверх ногами. Уже известно, что эту достаточно грубую ошибку допустили при сборке ракеты в космическом научно-производственном центре имени Хруничева.
Датчики не только установили вверх ногами. Из-за того, что они не попали в паз и болтались, их пришлось мастерам еще и силой прикручивать. Остались даже характерные вмятины. Тревогу не забили ни при монтаже оборудования, ни во время сдачи ракеты госкомиссии перед стартом. Что это: ошибка неквалифицированных специалистов или серьезный системный просчет - еще предстоит установить госкомиссии.
"Этот электромонтажник, около 30 лет парню, работу выполнял не первый раз. Мастер - тоже молодой человек, но, тем не менее, опыт имеет. А контролер ОТК - вообще женщина, благоприятное впечатление производит в общении. Работает на этом месте уже 15 лет", - рассказал заместитель руководителя Федерального космического агентства Александр Лопатин.
А вот неудачи, которые в последнее время буквально преследуют нашу космическую отрасль, уже не оставляют того благоприятного впечатления, которое должна производить одна из ведущих космических держав.
Можно вспомнить и декабрь 2010 года, когда сразу 3 спутника "Глонасс" после сбоя в разгонном блоке носителя затонули в Тихом океане. Позже выяснилось, что производитель аппаратов закупал для ракеты тайваньские микросхемы, не предназначенные для работы в космической технике.
Неудачей закончился и выход на расчетную орбиту крупнейшего спутник связи "Экспресс-АМ4" в августе 2011 года. Из-за ошибки в программе, связь с аппаратом была потеряна, и он стал бесполезен.
9 ноября 2011 года произошла авария с автоматической межпланетной станцией "Фобос-Грунт", предназначавшейся для исследования спутника Марса. Причиной аварии специалисты назвали воздействие на оборудование тяжелых заряженных частиц. Оказалось, что перед запуском бортовая электроника на подобное воздействие не проверялась.
После последнего ЧП при запуске "Протона" эксперты сходятся во мнении: несмотря на значительное бюджетное финансирование, которое в последние годы увеличилось более чем в 2 раза, космическая отрасль пока так и не смогла выйти из кризиса.
Замена устаревшего оборудования и подготовка молодых специалистов - вот два ключевых момента, на которые следует обратить внимание руководителям космической отрасли, считают эксперты. Пока же ситуация не внушает оптимизма: старые советские кадры уходят, а новые еще не обладают ни необходимой квалификацией, ни достаточным уровнем знаний.
Между тем, бюджет космической отрасли до 2020 года должен составить астрономическую сумму - более 2 триллионов рублей. Это значит, что и планы развития должны быть сверхамбициозными. Пока же средний возраст работников отрасли составляет 44 года. Большинству научных сотрудников за 60.