Авиалайнер «Сухой Суперджет 100» разбился в Индонезии по вине экипажа
Самолет "Сухой Суперджет", надежда российского авиастроения, упал под Джакартой из-за ошибки пилотов. Таков результат расследования авиакатастрофы, произошедшей во время демонстрационного полета в мае 2012 года. Выводы индонезийской комиссии опубликованы на этой неделе. Причем, как считают в российские эксперты, вину с летчиками должен разделить индонезийский диспетчер, который исчезновение борта с экранов радаров заметил только через полчаса. Но в окончательных выводах индонезийцев он даже не упоминается. Специалисты обеих стран сходятся в одном: дело было не в машине, а в людях.
"Это не отказ техники, это не объективно что-то упавшее сверху. Это набор человеческих факторов, выстроившихся в такой трагической последовательности и мозаике". За этой формулировкой "человеческий фактор" - авиакатастрофа, которой, казалось, быть не должно! Новейший российский лайнер "Сухой Суперджет". В кабине один из лучших пилотов страны. В аэропорту опытный индонезийский диспетчер. Но он думал, что самолет кружит над равниной и разрешил снизиться. Хотя прямо по курсу у "Суперджета" были горы. Система предупреждения надрывалась: "Земля близко!". Летчик-испытатель Александр Яблонцев отключил ее. Между небом и землей была связь. Не было понимания.
Первый вице-президент по разработке и сертификации ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" Игорь Виноградов отмечает: "Казалось бы, мелочи для человека, мелочи в общении: я вам сказал, вы меня не поняли, ничего страшного, вы меня переспросите. А тут произошло недопонимание действий каждого, которое буквально за несколько секунд привело ситуацию к катастрофическим последствиям".
Человеческий фактор присутствует почти в каждом происшествии. Это можно понять по отчетам Межгосударственного Авиационного Комитета.
Смоленск-2010. Крушение самолета с президентом Польши и правительственной делегацией на борту. Экипаж действует неправильно, на командира судна давит некий высокопоставленный пассажир.
Петрозаводск-2011. Летчики при посадке неверно оценивают обстановку, экипаж не взаимодействует, штурман пьян.
Ярославль-2011. Гибнет хоккейная команда "Локомотив". Недостаточная подготовка экипажа, ошибки во время взлета, перепалка в кабине.
Компьютер внимательный, сразу заметил: не убран стояночный тормоз. Сергей Коростиев, теперь он ведущий летчик-испытатель "Сухой Суперджет", показывает, как автоматика страхует от человеческого фактора: "Мы сейчас просто стараемся нарваться на неприятности. Это предупреждение, что мы отклонились с заданной высоты. Вот сигнализация, предупреждающая, что впереди препятствие. А вот это уже обязательная к исполнению команда: Необходимо увеличить тягу и взять ручку на себя!"
Современная система безопасности ошибки пилота замечает, озвучивает и даже исправляет. Автоматика работает идеально. Сделать что-то "не так" может только сам человек. Его пора вывести из кабины, считает ряд экспертов. Мнение летчиков: пассажирские "беспилотники" - это все же фантастика.
"Рано или поздно все системы отказывают. Для этого и сидит человек, чтобы предотвратить последствия этого отказа. И здесь "человеческий фактор" это плюс? Абсолютно!", - уверен Сергей Коростиев.
"Тот же робот и компьютер в штатной ситуации будет лучше человека работать. Но когда происходит внештатная ситуация, у человека включается так называемое "обходное мышление", и он может придумать то, что компьютер никогда не придумает", - поясняет заведующая лабораторией Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Наталия Лебедева.
Не избавляться, а сделать человеческий фактор предсказуемым. Медики и психологи уверены, это возможно. Тяжелая дверь, звуконепроницаемая комната. Смешная сетка с датчиками на голову.
"Мы читаем мозг как открытую книгу, однако читаем, скорее, как еще дошкольники, по слогам", - отмечает младший научный сотрудник лаборатории прикладной физиологии высшей нервной деятельности человека Екатерина Каримова.
А испытуемый часами, монотонно ведет машину. И тут ему преподносят, например, череду резких поворотов. Без предупреждения.
"Кто-то может собраться, кто-то начать звать, кричать: "Что у вас с программой происходит?!" Потому что, действительно, индивидуальная способность в экстремальной ситуации собраться и отработать – это тот самый человеческий фактор", - рассказывает Екатерина Каримова.
Известный пример - приводнение лайнера на Гудзон. Явно нестандартное решение проблемы. Или посадка на сельском аэродроме в Ижме, когда пилоты просто вспомнили, что в тайге есть полоса. Экипаж спас тогда 70 пассажиров.
Летчик из Иркутска. У Ан-24 отказал двигатель. Но он смог вернуться на аэродром. "Самое главное, экипаж работал слаженно. То есть была, конечно, сначала какая-то нервозность. А потом работали, как обычно работаем", - вспоминает командир судна Андрей Павлов.
На то, чтобы принять решение у пилота есть три секунды. Уложился. В середине полета "Москва - Шанхай" сначала отказала часть приборов, потом механика. И все три автопилота. Петр Марченко четыре часа своими руками держал самолет в воздухе. Мягко посадил. Говорит, его хорошо учили в свое время.
"Очень модно говорить, что это человеческий фактор, а вот я бы не сказал так. Здесь виновата система, просто летчиков недоучили. Сэкономили деньги на том, чтобы недоучить летчиков. К сожалению, вторые пилоты приходят неподготовленные, мягко сказать, хотя это даже не вина училища, это вина общей программы подготовки", - рассказывает заслуженный летчик РФ Петр Марченко.
Об этих проблемах авиационное сообщество буквально кричит. В 90-е годы летные училища вошли в штопор. Встать на крыло не могут до сих пор. Все чаще звучит предложение нанимать зарубежных пилотов, раз своих профи не хватает. Но и в Европе, например, профсоюзы тоже недовольны. Курсанты все реже поднимаются в воздух.
"Система обучения пилотов за последние годы изменилось. Большая часть перенесена в тренажеры, была попытка сократить учебные планы. Реальных полетов стало меньше. Таким образом экономится много денег", - рассказывает представитель Профсоюза пилотов (Германия) Йорг Хандверг.
Осторожно, шаг за шагом. В 13 лет Георгий снова учится ходить, но по-прежнему много смеется, хотя он должен бы бояться летать. Мальчик и его мама чудом выжили при крушении Ан-28. Петропавловск-Камчатский, местный рейс в соседний поселок, знакомые летчики.
"Ну, как пьяные… Во всяком случае, мы их видели все. И пассажиры садились в самолет. Они были адекватные, как мы с вами", - вспоминает Ирина Гацуцева.
Следователи нашли в крови пилотов следы алкоголя. А врачи признались, что выпустили экипаж без медосмотра. Человеческий фактор с земли поднялся в небо. Погибли 10 человек.
"В связи с этим напрашивается требование об ужесточении правил проведения медицинского осмотра не только предполетного, но и еще и после полетного. Такие предложения подготовлены нами, уже направлены в соответствующие организации", - сообщил руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.
В этом году в России случилось 5 авиакатастроф. В 2011 году было 12. Часть экспертов считает - работа над ошибками, часть - везение. Но, сходятся они в одном: человеческий фактор - это не только пилоты, но и программисты, авиаконструкторы. Поэтому риск остается как плата за возможность подняться в небо.