Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
23 декабря 2012, 21:22

Авиалайнер «Сухой Суперджет 100» разбился в Индонезии по вине экипажа

Самолет "Сухой Суперджет", надежда российского авиастроения, упал под Джакартой из-за ошибки пилотов. Таков результат расследования авиакатастрофы, произошедшей во время демонстрационного полета в мае 2012 года. Выводы индонезийской комиссии опубликованы на этой неделе. Причем, как считают в российские эксперты, вину с летчиками должен разделить индонезийский диспетчер, который исчезновение борта с экранов радаров заметил только через полчаса. Но в окончательных выводах индонезийцев он даже не упоминается. Специалисты обеих стран сходятся в одном: дело было не в машине, а в людях.

"Это не отказ техники, это не объективно что-то упавшее сверху. Это набор человеческих факторов, выстроившихся в такой трагической последовательности и мозаике". За этой формулировкой "человеческий фактор" - авиакатастрофа, которой, казалось, быть не должно! Новейший российский лайнер "Сухой Суперджет". В кабине один из лучших пилотов страны. В аэропорту опытный индонезийский диспетчер. Но он думал, что самолет кружит над равниной и разрешил снизиться. Хотя прямо по курсу у "Суперджета" были горы. Система предупреждения надрывалась: "Земля близко!". Летчик-испытатель Александр Яблонцев отключил ее. Между небом и землей была связь. Не было понимания.

Первый вице-президент по разработке и сертификации ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" Игорь Виноградов отмечает: "Казалось бы, мелочи для человека, мелочи в общении: я вам сказал, вы меня не поняли, ничего страшного, вы меня переспросите. А тут произошло недопонимание действий каждого, которое буквально за несколько секунд привело ситуацию к катастрофическим последствиям".

Человеческий фактор присутствует почти в каждом происшествии. Это можно понять по отчетам Межгосударственного Авиационного Комитета.

Смоленск-2010. Крушение самолета с президентом Польши и правительственной делегацией на борту. Экипаж действует неправильно, на командира судна давит некий высокопоставленный пассажир.

Петрозаводск-2011. Летчики при посадке неверно оценивают обстановку, экипаж не взаимодействует, штурман пьян.

Ярославль-2011. Гибнет хоккейная команда "Локомотив". Недостаточная подготовка экипажа, ошибки во время взлета, перепалка в кабине.

Компьютер внимательный, сразу заметил: не убран стояночный тормоз. Сергей Коростиев, теперь он ведущий летчик-испытатель "Сухой Суперджет", показывает, как автоматика страхует от человеческого фактора: "Мы сейчас просто стараемся нарваться на неприятности. Это предупреждение, что мы отклонились с заданной высоты. Вот сигнализация, предупреждающая, что впереди препятствие. А вот это уже обязательная к исполнению команда: Необходимо увеличить тягу и взять ручку на себя!"

Современная система безопасности ошибки пилота замечает, озвучивает и даже исправляет. Автоматика работает идеально. Сделать что-то "не так" может только сам человек. Его пора вывести из кабины, считает ряд экспертов. Мнение летчиков: пассажирские "беспилотники" - это все же фантастика.

"Рано или поздно все системы отказывают. Для этого и сидит человек, чтобы предотвратить последствия этого отказа. И здесь "человеческий фактор" это плюс? Абсолютно!", - уверен Сергей Коростиев.

"Тот же робот и компьютер в штатной ситуации будет лучше человека работать. Но когда происходит внештатная ситуация, у человека включается так называемое "обходное мышление", и он может придумать то, что компьютер никогда не придумает", - поясняет заведующая лабораторией Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Наталия Лебедева.

Не избавляться, а сделать человеческий фактор предсказуемым. Медики и психологи уверены, это возможно. Тяжелая дверь, звуконепроницаемая комната. Смешная сетка с датчиками на голову.

"Мы читаем мозг как открытую книгу, однако читаем, скорее, как еще дошкольники, по слогам", - отмечает младший научный сотрудник лаборатории прикладной физиологии высшей нервной деятельности человека Екатерина Каримова.

А испытуемый часами, монотонно ведет машину. И тут ему преподносят, например, череду резких поворотов. Без предупреждения.

"Кто-то может собраться, кто-то начать звать, кричать: "Что у вас с программой происходит?!" Потому что, действительно, индивидуальная способность в экстремальной ситуации собраться и отработать – это тот самый человеческий фактор", - рассказывает Екатерина Каримова.

Известный пример - приводнение лайнера на Гудзон. Явно нестандартное решение проблемы. Или посадка на сельском аэродроме в Ижме, когда пилоты просто вспомнили, что в тайге есть полоса. Экипаж спас тогда 70 пассажиров.

Летчик из Иркутска. У Ан-24 отказал двигатель. Но он смог вернуться на аэродром. "Самое главное, экипаж работал слаженно. То есть была, конечно, сначала какая-то нервозность. А потом работали, как обычно работаем", - вспоминает командир судна Андрей Павлов.

На то, чтобы принять решение у пилота есть три секунды. Уложился. В середине полета "Москва - Шанхай" сначала отказала часть приборов, потом механика. И все три автопилота. Петр Марченко четыре часа своими руками держал самолет в воздухе. Мягко посадил. Говорит, его хорошо учили в свое время.

"Очень модно говорить, что это человеческий фактор, а вот я бы не сказал так. Здесь виновата система, просто летчиков недоучили. Сэкономили деньги на том, чтобы недоучить летчиков. К сожалению, вторые пилоты приходят неподготовленные, мягко сказать, хотя это даже не вина училища, это вина общей программы подготовки", - рассказывает заслуженный летчик РФ Петр Марченко.

Об этих проблемах авиационное сообщество буквально кричит. В 90-е годы летные училища вошли в штопор. Встать на крыло не могут до сих пор. Все чаще звучит предложение нанимать зарубежных пилотов, раз своих профи не хватает. Но и в Европе, например, профсоюзы тоже недовольны. Курсанты все реже поднимаются в воздух.

"Система обучения пилотов за последние годы изменилось. Большая часть перенесена в тренажеры, была попытка сократить учебные планы. Реальных полетов стало меньше. Таким образом экономится много денег", - рассказывает представитель Профсоюза пилотов (Германия) Йорг Хандверг.

Осторожно, шаг за шагом. В 13 лет Георгий снова учится ходить, но по-прежнему много смеется, хотя он должен бы бояться летать. Мальчик и его мама чудом выжили при крушении Ан-28. Петропавловск-Камчатский, местный рейс в соседний поселок, знакомые летчики.

"Ну, как пьяные… Во всяком случае, мы их видели все. И пассажиры садились в самолет. Они были адекватные, как мы с вами", - вспоминает Ирина Гацуцева.

Следователи нашли в крови пилотов следы алкоголя. А врачи признались, что выпустили экипаж без медосмотра. Человеческий фактор с земли поднялся в небо. Погибли 10 человек.

"В связи с этим напрашивается требование об ужесточении правил проведения медицинского осмотра не только предполетного, но и еще и после полетного. Такие предложения подготовлены нами, уже направлены в соответствующие организации", - сообщил руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько.

В этом году в России случилось 5 авиакатастроф. В 2011 году было 12. Часть экспертов считает - работа над ошибками, часть - везение. Но, сходятся они в одном: человеческий фактор - это не только пилоты, но и программисты, авиаконструкторы. Поэтому риск остается как плата за возможность подняться в небо.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей