На Байконур отправляли детали, изготовленные на подпольном производстве
Производство поддельных запчастей для ракетно-космических комплексов, да еще и на государственные деньги, наладили сотрудники Волжского бюро РКК "Энергия". В числе подозреваемых - заместитель генерального конструктора Михаил Фирстов. Эти некондиционные детали выпустили под маркой предприятия и отправили на Байконур.
В конструкторском бюро разрабатывают и изготавливают основные детали к ракетно-космическим комплексам. Не так давно это предприятие получило госзаказ. Оборонной и космической промышленности нужны были баки холодной продувки и агрегаты заправки системы терморегулирования. Оборудование дорогостоящее - 14 миллионов рублей.
Выполнение заказа курировал заместитель главного конструктора предприятия Михаил Фирстов. Именно он убедил директора Волжского бюро корпорации заключить договор с подрядчиками на производство комплектующих для этих агрегатов. Как позже выяснилось, подрядная организация принадлежала самому Фирстову.
"Туда вошел в качестве инженера его сын, Андрей Михайлович. Там же работал его родственник, возглавлял эту фирму. Они наняли бухгалтера. Были созданы временные трудовые коллективы из работников того же ЗАО "ОКБ "Энергия", - рассказал прокурор Самарской прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Владимир Миронов.
По сообщению старшего помощника руководителя СУ СКР по Самарской области Елены Шкаевой, комплектующие изготавливались без лицензии на их изготовление. "Также общество не имело необходимых мощностей, не имело квалифицированных сотрудников для изготовления данных частей, в связи с чем они были изготовлены некачественно", - добавила Шкаева.
Комплектующие, над которыми целый год трудились Фирстов и его компаньоны, – своего рода кондиционеры для испытательного оборудования космического аппарата. Это так называемые наземные установки.
"Ччтобы охлаждать или подогревать космический аппарат, как я сказал, нужен такой кондиционер. Тот аппарат, который мы делали, новый аппарат, он требовал специального такого кондиционера, разработки такого нового кондиционера, или, как мы говорим, установки термостатирования", - пояснил советник Президента Ракетно-космической корпорации "Энергия" Вячеслав Филин.
Изготовленные кустарным способом агрегаты еще предстояло снабдить экспертными заключениями о том, что к эксплуатации они готовы. Для этого их перевезли в Челябинскую область. Здесь, на вагонстроительном заводе прошли технические испытания.
"Мы получили деньги за испытания, там 700 или 800 тысяч рублей, официальный договор. К нам подвезли комплектацию, приехали их специалисты, совместно собрали изделие, испытали и отдали обратно в то же ЗАО "ОКБ "Энергия". Что было заложено в конструкторской документации, то и соответствовало. Если конструкторская документация не соответствует тем требованиям, которые предъявляются к этим агрегатам, так это опять же не наша проблема", - говорит директор Усть-Катавского вагоностроительного завода Павел Абрамов.
После проверки детали с соответствующими документами отправили в Москву и на Байконур. Однако заказчики, которыми являлись Роскосмос и Министерство обороны, их забраковали. Даже при повторных испытаниях оказалось, что для работы они непригодны. Это произошло в 2009 году, когда в Волжском бюро корпорации сменилось руководство. Новый директор стал разбираться в махинациях и дал ход этому делу.
"Эту историю инициировало руководство РКК "Энергия" и инициировало руководство Волжского конструкторского бюро. Они обнаружили это дело, о котором мы сегодня говорим, и подали это дело в ФСБ города Самары с тем, чтобы она приняла меры к тем нерадивым людям, которые занимались этой установкой", - рассказал советник Президента Ракетно-космической корпорации "Энергия" Вячеслав Филин.
Агрегаты уже вернули назад, в Волжское бюро, на доработку. Руководству предприятия теперь нужно найти около 9 миллионов рублей, чтобы исправить все дефекты. Михаила Фирстова из корпорации уволили. Его обвиняют сразу по двум статьям: "Злоупотребление полномочиями" и "Незаконное предпринимательство".
В последнее время авторитет российской космической отрасли оказался подорван чередой коррупционных скандалов и неудачных запусков. Только за последние полтора года из-за технических просчетов потеряно несколько космических аппаратов. Ущерб государства - миллиарды рублей.