Основатель «Facebook» Марк Цукерберг впервые в России и в студии Первого канала
В Россию впервые приехал Марк Цукерберг, основатель и владелец одной из самых популярных в нашей стране социальных сетей "Facebook". Ее российские пользователи хорошо знают вопрос, который размещен вверху на главной странице сайта: "О чем вы сейчас думаете?". Эти же слова, но по более конкретным поводам, Первый канал адресовал уже самому Цукербергу.
Дмитрий Борисов: Здравствуйте, Марк.
Марк Цукерберг: Здравствуйте, спасибо, что пригласили.
Дмитрий Борисов: Спасибо, что приняли наше приглашение. Говорят, вы в России для того, чтобы открыть офис в "Сколкове", это правда?
- Нет, нет. Я приехал для того, чтобы пообщаться с инженерами, бизнесменами, чтобы рассказать им о том, как придумывать разнообразные новые "примочки" для "Фейсбука". Мы придумываем всякие приспособления, всякие настройки, и таким образом "Фейсбук" становится в каждой стране своим. Вот об этом я, например, буду говорить завтра в университете, мы будем говорить о том, как поддерживать людей, чтобы они в каждой стране могли придумать что-то свое и новое.
Дмитрий Борисов: Вы заговорили о русскоязычной версии "Facebook". Все пользователи вашей сети знают, что с русским языком у нее пока не очень хорошо. Вы вообще как-то поздно взялись за русскоязычный сегмент Интернета. У вас тут очень сильные конкуренты, и отставание тут от какой-нибудь "ВКонтакте" или тех же "Одноклассников" - просто десятки миллионов пользователей. Почему так поздно?
- Вы знаете, мы ничего особенного не делаем, чтобы "Фейсбук" появился в той или иной стране. Люди в разных странах по разным причинам начинают пользоваться нашей сетью. Вот в Бразилии, например, наша сеть стала разрастаться в конце прошлого года и в этом году. Эти страны в любой момент могут начать свое сотрудничество с "Фейсбуком", и в России, я знаю, достаточно много людей - миллионы пользуются "Фейсбуком". И мы, конечно же, могли бы привлечь еще больше, гораздо больше пользователей. Это еще одна причина, по которой я здесь, и я очень рад, что приехал. У меня есть возможность понять культуру и как-то помочь людям развиваться. Но в каждой стране мы собираемся создать самый лучший продукт, самую лучшую систему с самыми лучшими настройками. И мне кажется, рано или поздно, если у нас будет самый лучший продукт, выберут именно нас.
Дмитрий Борисов: У вас уже практически миллиард пользователей. У нас, в России, когда был бум социальных сетей, было модно обсуждать, что за ними стоят спецслужбы – собирают такую общую базу всех граждан страны. Вы собираете такую базу всех граждан всех стран мира, получается. К вам часто обращаются спецслужбы с какими-нибудь просьбами?
- Нет, не так чтобы очень. Разные правительства запрашивают информацию, когда она им нужна, ну, например, в суде, если с ее помощью можно разобраться в каком-то судебном деле. Но у нас есть конкретные, очень жесткие административные, юридические правила, которым мы всегда следуем. Так что обычно мы никакую информацию никакой стране не разглашаем. За исключением случаев, когда есть решение суда, которое позволяет запрашивать такие подробности. Нет, мне не кажется, что секретные службы работают с нами, на самом деле ничего этого нет.
Дмитрий Борисов: А что же вы делаете с персональными данными, с теми огромными объемами персональных данных, которыми пользователи сами с вами делятся. Для чего вы их собираете?
- Это для того, чтобы люди могли делиться друг с другом. Не чтобы мы могли делиться, а чтобы люди могли. Чтобы они могли рассказать, где они живут, куда они направляются, в каком кафе они ели, показать свои фотографии. Самые разнообразные вещи. Это то, составляет контент нашей системы. То, что люди сами выбирают, то, чем они решили поделиться со своими друзьями, вот это в систему и попадает. А наша система работает так, что каждый может контролировать, кто какую информацию о нем читает. Вы можете поехать в отпуск и поделиться фотографиями, скажем, только со своей семьей. Или кому-то какую-то информацию приватно отправить. А если ты публичный человек, ты можешь общаться с миллионами людей одновременно. Люди контролируют свою информацию, с кем, чем они делятся и когда. Поэтому, я думаю, люди и пользуются "Фейсбуком".
Дмитрий Борисов: Но при этом вы не разрешаете пользователям подписываться ненастоящими именами и призываете других на них, что ли, "стучать", говорить "вот, у человека неправильное имя, неправильная фамилия". Почему вы не разрешаете людям сохранить анонимность?
- Наша задача такова: в "Фейсбуке" люди должны быть теми, кто они есть на самом деле. Вдруг кто-то захочет найти своих друзей? Он же захочет найти их по имени и фамилии, как-то связаться с ними. А если у вас ненастоящее имя, то с вами будет сложнее связаться вашим друзьям и знакомым. Мы в самом деле просим людей писать о себе искреннюю, честную информацию. Мне кажется, именно в этом случае наш проект будет наиболее ценен.
Дмитрий Борисов: Давайте ненадолго вернемся в прошлое: ради "Facebook" и переезда в Силиконовую долину в свое время вы бросили Гарвард. Не жалеете?
- Нет, нет. Это было прекрасное путешествие, от начала и до конца. И институт был прекрасный, я много чего узнал. Но, вы знаете, возможность построить "Фейсбук" - это просто огромная честь, и я настоящий счастливчик, что смог эту возможность реализовать. Я очень благодарен судьбе за это.
Дмитрий Борисов: Вам сейчас всего 28, вы уже вошли в историю, про вас даже снимают кино. Зрители Первого канала видели фильм "Социальная сеть". Перед его премьерой вы говорили, что не пойдете смотреть. Так и не посмотрели?
- Ну, на самом деле я посмотрел фильм. Мне показалось, что это было смешно, поэтому мы всей компанией пошли на премьеру. Было очень забавно. Но... большая часть фильма - это неправда. Но очень смешно, когда про тебя, про твою компанию снимают фильм. Очень интересный момент, как мне показалось.
Дмитрий Борисов: А что там неправда? Что конкретно вас задело, может быть?
- Вы знаете, очень важные подробности какие-то ушли. Например, моя жена. В то время, когда я создавал "Фейсбук", мы уже встречались на самом деле. А ее из кино выписали, чтобы сделать вид, как будто бы я создавал "Фейсбук", чтобы с девушками знакомиться. Были еще какие-то подробности про меня, что, например, все футболки, которые фигурировали в кино - это футболки из реальной жизни. Ну, некоторые действительно были из жизни, а некоторые - какие-то странные. Так что это было забавно. Но - это кино!
Дмитрий Борисов: Смотрите, если возвращаться к самому "Facebook" – понятно, что нельзя быть лидером отрасли вечно, опыт других компаний это доказывает – и "Nokia", и "Microsoft", и "Apple" даже, говорят, может скоро сдать позиции. Вы готовы к тому, что мода на "Facebook" когда-нибудь уйдет?
- Я думаю, что такие вещи, как "Фейсбук", будут людям очень долго нужны. Люди у меня часто спрашивают - клево быть владельцем "Фейсбука"? Я никогда не считал, что "Фейсбук" должен быть клевым, он должен быть полезным. Я всегда хотел сделать что-то такое, чтобы помогать людям общаться, как-то поддерживать связь. Этот человеческий момент очень важен, и мне кажется, в ближайшее время это никуда не уйдет. У людей есть потребность в общении, и если мы можем сделать для этого лучшую программу, мы будем оставаться и помогать людям общаться.
Дмитрий Борисов: Спасибо большое, что согласились придти в эфир "Вечерних новостей". Я напомню, что Марк Цукерберг, основатель сети "Facebook", был в прямом эфире Первого канала. Спасибо еще раз. Всего доброго.
Марк Цукерберг: Клево. Спасибо.
Марк Цукерберг еще будет в эфире Первого канала – 1 октября в программе "Вечерний Ургант" в 23.30.