Первый в стране навигационно-информационный центр открылся в Курске
Выбирать пути объезда пробок, вызывать Скорую или спасателей, контролировать перемещение опасных грузов, и всё это из космоса.
Такие возможности даёт первый в стране навигационно-информационный центр, открывшийся в Курске. Главная особенность - диспетчеры получают данные о дорожной ситуации сразу из нескольких источников: спутниковых систем ГЛОНАСС и Единой службы спасения 112. Это даёт возможность оперативно реагировать на любые нештатные ситуации, присылать помощь на место ДТП, и в конечном итоге спасать больше жизней.
Ежедневно экстренные службы принимают от населения тысячи вызовов. И для многих не секрет, что дозвониться порой крайне сложно. Где-то не хватает операторов, а где-то люди просто не знают, какие номера набирать...
3 часа ночи, случайный взгляд в окно, а во дворе воры начинают грабить машину. Законопослушный гражданин, конечно, потянется к телефону и самое обидное, если на этот звонок полиция не отвечает.
"За 20 минут, что я пытался дозвониться, они уже и машину вскрыли, и достали оттуда магнитолу", - говорит Максим Иванов.
Подобные проблемы во многих российских регионах. По статистике полиции Владивостока, каждый день им дозваниваются около 800 человек. И еще сотне это не удается, они так и остаются не услышанными. По телефону 02 здесь отвечают всего 4 диспетчера. На все 600 тысяч населения. В очереди на разговор с дежурной частью одновременно могут находиться до 40 человек. И прорываются не всегда те, кому помощь жизненно необходима. Но по правилам, диспетчер должен выслушать каждого и не может положить трубку первым.
"Мы вынуждены принимать данные звонки и реагировать на них, хотя в этот момент требуется реальная помощь", - отмечает начальник дежурной части МВД России по Владивостоку Андрей Юркасов.
Реальная помощь требуется и жителям около 30 районов Подмосковья. Их телефонный код "495" совпадает с московским и при наборе 03 автоматически происходит соединение со Скорой помощью столицы, которая вызовы в область не принимает. Ирина с ужасом вспоминает тот день, когда ее сыну-астматику стало плохо, а врачи отказались ехать.
"Меня спрашивают: а адрес где? Я говорю: "Это Московская область!" Вы что, у вас есть свой семизначный номер телефона, я в ужасе говорю: я не знаю, что делать! Моему сыну плохо, он умирает", - вспоминает Ирина Вевер.
Несмотря на просьбы женщины о помощи, в столичной Скорой номер своих люберецких коллег не подсказали. При этом дозвониться с мобильного, набрав 03, также не получится. Формат GSM не поддерживает двухзначные номера, необходимо набрать как минимум 3 цифры, но единого стандарта, что это должны быть за цифры, у операторов нет. Кто-то просит звонить 003, кто-то 030, а некоторые просто пишут на сайте 03, видимо, оставляя выбор за своими клиентами.
Для того чтобы решить все эти проблемы, в России, по европейскому стандарту, была создана единая служба 112. По задумке, набрав этот номер с городского или мобильного телефона, в случае любого ЧП, можно вызвать пожарных, милицию, Скорую помощь. Диспетчер должен сам определить, какие силы необходимы и оперативно вызвать их на место происшествия. Также сотрудник колл-центра обязан обеспечить психологическую поддержку, предложить план действий и даже дозвониться в случае обрыва связи.
"Это информационная система, которая является и фильтром, и приемником сообщений от населения, то есть она фильтрует и не доводит до спецслужб ненужные звонки", - поясняет начальник связи ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан Анатолий Бобров.
Однако пока эта система в том виде, в каком она задумывалась, работает только в Казани и Курской области.
Система 112 представляет автоответчик, который предлагает набрать необходимую комбинацию цифр для соединения с той или иной службой. По всей стране проект "112" должен был заработать еще в конце 2011 года. Но программу признали проваленной, сроки сдвинулись. Теперь в планах запустить экстренную службу во всех регионах России через 5 лет, в 2017 году.
"В настоящее время по созданию системы 112 проводится планомерная работа, прежде всего, по формированию, по выпуску правовых документов, которые будут являться основой для создания системы 112", - говорит заместитель начальника управления связи и оповещения Автоматизированных Систем Управления Главного Управления МЧС России по городу Москве, полковник внутренней службы Александр Кривошеев.
А пока специалисты советуют запастись телефонами ближайших отделений экстренных служб, причем все номера должны быть одиннадцатизначные, с кодом. Так будет проще дозвониться до помощи.