Катастрофа под Тюменью — первая с турбовинтовым региональным лайнером ATR-72 в России
Сегодняшняя авиакатастрофа - первый случай в России, когда разбился ATR-72. Этот тип часто используют на местных линиях как замену устаревших и отслуживших своё Ан-24. На сегодняшний день в России более 30 ATR-72, все они продолжат полёты, за исключением двух, до выяснения обстоятельств их снимает с рейсов компания "ЮТэйр".
Разбившийся под Тюменью среднемагитстральный самолет ATR-72 за свою многолетнюю историю сменил несколько владельцев. Он был произведен в 1991 году и сначала эксплуатировался в компании "Трансазия Эйрвейс". Через несколько лет его приобрела Финляндия, затем Эстония. Компании "ЮТэйр" самолет достался летом 2008 года. На момент крушения борт налетал 35 тысяч часов. Последнее серьезно техобслуживание он проходил в Германии в 2010-м, а плановый осмотр - всего два месяца назад.
"Говорить о том, что они какие-то устаревшие, ненадежные, ни в коем случае не приходится. Кроме того, самолет ATR-72 имеет сертификат, выданный авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета. Он прошел все испытания, которые утверждают возможность его эксплуатации в метеоусловиях, характерных для Восточной и Западной Сибири", - сообщил авиационный эксперт Олег Пантелеев.
Версий крушения несколько. После осмотра места происшествия одна сразу отпала. Характер обломком и их разброс позволяют точно утверждать - теракта на борту не было. Самолет разрушился от удара о землю. Еще следствие рассматривает ошибку пилотов, техническую неисправность и возможную ошибку наземных служб.
"На данный момент все-таки приоритетной из них пока является версия технической неисправности воздушного судна. В пользу этой версии говорят свидетельства очевидцев, которые на допросе показали, что в момент падения был виден дым из двигателей. Кроме того, эту версию подтверждают и действия экипажа, которые фактически сразу после взлета развернулся в сторону аэропорта Тюмени", - сообщил Владимир Маркин.
Эксперты подчеркивают, что экстренная ситуация на борту возникла внезапно. Ведь экипаж даже не успел сообщить о проблемах на землю. "Дым может быть только в одном случае - если загорелся двигатель. И что-то произошло такое в этом случае столь скоротечное, что не позволило экипажу даже передать эту информацию по радио", - говорит председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
Впрочем, другие версии тоже не сбрасываются со счетов. В первые часы обращали внимание на молодость экипажа - командиру завтра исполнилось бы 28, второму пилоту было 24. Но, как позже пояснили специалисты, возраст не был помехой, у обоих хватало опыта полётов в условиях Севера.
"Молодой экипаж – это еще не повод и не причина летного происшествия. Не в молодости дело, а дело в подготовке. Дело даже не в подготовке в авиакомпании, а дело в его подготовке в учебном заведении", - сказал летчик-испытатель Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Константин Малинин.
Изъята вся техническая документация по обслуживанию самолета. Эксперты взяли на анализ образцы топлива. Чем больше работают следователи, тем больше возникает вопросов. Установлено, что оба двигателя работали вплоть до столкновения с землей.
Теперь на первый план выходит версия обледенения самолета, тем более, есть информация, что командир корабля не стал проводить эту процедуру, посчитав, что погода нормальная. Однако глава Росавиации Александр Нерадько уже сообщил, что крушение произошло при неблагоприятных погодных условиях, на земле было сильное обледенение.
"Он взлетал в условиях обледенения, насколько я это понимаю. Обледенение бывает разной интенсивности. Есть интенсивность и характер обледенения. Так вот он не приспособлен к некоторым характерам, которые свойственны для наших широт", - говорит летчик-испытатель Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Константин Малинин.
В пользу этой версии говорит и тот факт, что последняя крупная катастрофа, данного типа самолета произошла в 2010 году именно из-за обледенения. И, кроме того, эксперты отмечают характерные именно для ATR-72 особенности - скорее, по их мнению, даже недостатки крыла, которые ухудшают управляемость, если оно покрыто льдом.