85 лет назад в Советском Союзе вышел первый звуковой фильм
Как ни странно, у этого нововведения в кинематографе - было не мало противников. Они считали, что киноактеры должны без реплик доносить до зрителя переживания своих героев. Тем не менее, успех фильма был ошеломительным.
Тагефон. Предмет со странным названием искать среди музейных экспонатов бесполезно. Фотографиии и чертежи - это все, что от него осталось. Ученые говорят - чудо человеческой мысли, которое не заслуженно забыто. Несмотря на то, что по его принципу камеры работают до сих пор. А тогда в 20-х годах прошлого века с помощью Тагефона отечественное немое кино стало звуковым. Советские газеты тех лет так и писали - немой заговорил.
Киновед Николай Майоров отметил, что это изобретение было "рывком вперед".
Звук и изображение жить одной жизнью заставил русский физик Павел Тагер. Но официально первыми с разницей буквально в несколько месяцев это сделали ученые из западной Европы. На создание Тагефона ушли годы испытаний и километры пленки. Изобретение тестировали прямо на улицах. Тысячи москвичей и не догадывались, что они участники эксперимента. Лаборатория на колесах записывала звуки большого города на площадях, в скверах даже на заводах. Все что сняли отсматривали и отслушивали. Качество резало слух. Прибор дорабатывали.
"Первый звук, если слушать ранние звуковые фильмы, он такой глухой. Словно что-то фонит. Со временем это сгладилось. То есть удавалось записывать разные тона", - отметил старший научный сотрудник Политехнического музея Татьяна Камолова.
В конце 20-х Тагефон стал неотъемлемым атрибутом съемочной площадки. Первая картина, на которой его использовали - фильм о беспризорниках - "Путевка в жизнь. Надпись на афише первый звуковой - беспроигрышный ход советских пиарщиков. Билеты на премьеру было не достать.
В 20-х годах прошлого века в нашей стране не было никаких сетей кинотеатров. Предприятия и организации сами закупали аппаратуру, арендовали помещения и показывали в них фильмы. Или для своих сотрудников или для широкой аудитории. И в большом зале Московской Консерватории крутили кино. Кинотеатр назывался "Колосс". На стенах висели репродукторы, а сверху сцены опускался кусок белой материи. В таких условиях и прошла премьера первой звуковой картины. Зал был полон- 1700 человек. И все они пришли не столько смотреть, сколько слушать кино.
Фильм "Путевка в жизнь" в тот год получил премию Венецианского кинофестиваля. А Павел Тагер благодарность. Причем совершенно неожиданную для себя. Тогдашний председатель госплана Валериан Куйбышев сказал ему спасибо. Спасибо за то, что своим изобретением ученый сэкономил два с половиной миллиона золотых рублей. Ведь Стране Советов больше не нужно было покупать иностранную аппаратуру и патенты. Правда, немного позже расходы на кинематограф все-таки пришлось увеличивать. Поскольку появление звука наделало много шума во всей киноиндустрии.
"Камеры тарахтели, как трактора и на пленке это было жутко. Первые камеры закрывали и телогрейками, и одеялами, чтобы закрыть камеру и изолировать от этого грохота. Нужно было разрабатывать новую систему осветительных приборов. Они гремели и нужно было создавать беззвучные", - говорит киновед Николай Майоров.
Но были и те, кто возненавидел Павла Тагера за то, что тот сделал. И им на смену пришли другие, которые смогли найти общий язык с прогрессом.