Пилоты-новички совершили первую посадку на палубу крейсера
В Мурманской области в эти дни проходят учения авиации Северного флота. Лётчики отрабатывают взлёт и посадку прямо в открытом море. Аэродромом им служит палуба тяжёлого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов". Вместе с опытными асами в полётах участвуют и молодые пилоты.
Это называется "заходить по луне". Луна установлена на палубе авианосца. Прибор позволяет понять, не отклонился ли пилот от заданной траектории. Плюс-минус несколько градусов, и посадка уже невозможна. Длина полосы 36 метров, зазор с каждой стороны не более двух. Плюс ветер и качка. Посложнее, чем нитку в иголку вдеть.
Каждая такая посадка это сложнейший технологический маневр, при выполнении которого нужно учитывать не только длину взлетно-посадочной полосы - это само собой, - но и то, что курс корабля меняется, меняется и направление ветра. Посадить такую вот 25-тонную машину на движущуюся поверхность может только летчик высочайшего уровня подготовки.
Средний возраст пилотов палубной авиации чуть больше сорока. 27-летний Станислав Авдин по здешним меркам еще мальчишка. Готовится к своей первой посадке на авианосец. К этому дню шел он, можно сказать, всю жизнь.
"С детства так сложилось, что первая моделька, которую я еще ребенком склеил, получилось, был СУ-33. То есть сразу, наверное, определилась моя судьба - почему палубная авиация, почему СУ-33", - рассказывает пилот палубной авиации Станислав Авдин.
Пять лет учебы - сперва в Армавирском, потом в Краснодарском летном училище. За полгода до окончания, еще курсантом, впервые приехал сюда, просить о зачислении в полк. Обещали подумать. Потом распределение. Долгие месяцы тренировок на так называемой "нитке", наземной имитации палубы. И наконец, учебные вылеты с инструктором.
"Сажают с опытным человеком, опытный человек из передней кабины выполняет посадку, а ты с ним летишь, смотришь. И вроде смотришь - легко: рули ручка, газ, получка, ничего страшного. А когда сам приходишь, понимаешь, что все не так просто", - говорит Станислав.
Новичков, таких как Стас, сегодня тренируется пятеро. Остальные - опытные офицеры, отлетавшие с палубы уже не одну тысячу часов. Но и им нужно поддерживать форму. И готовить новое поколение летчиков. Уже третье с тех пор, как легендарный Тимур Апакидзе совершил первую посадку истребителя на палубу "Адмирала Кузнецова".
"Цель выхода в море - это подготовка экипажа корабля и подготовка летного состава корабельного истребительного полка к выполнению задач в акватории Атлантического океана и Средиземного моря", - рассказал заместитель командира тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" по авиации Юрий Онищенко.
В нынешнем году на авианосце отмечают торжественную дату: 20-летие со дня поднятия флага. Возраст не сказать, чтобы почтенный. При правильной эксплуатации, говорят военные, "Адмирал Кузнецов" может отходить в строю еще столько же. И это не только вопрос престижа. Авиация в составе флота поднимает его на качественно новый уровень.
"Корабль это тот же самый аэродром. На котором есть группа руководства полетами, которая выполняет те же функции, что и на аэродроме. За исключением того, что аэродром этот плавучий, в любой момент может развернуться и оказаться в любой точке мирового океана", - объяснил командир 279-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка Евгений Кузнецов.
Размеры этого плавучего аэродрома поистине колоссальны: два, составленных вместе футбольных стадиона. 52 единиц воздушной техники, самолетов и вертолетов. Более 1500 человек личного состава - матросов, мичманов и офицеров. Кстати, сама команда авианосца в нынешнем году тоже довольно серьезно обновилась.
"Больше 500 человек прибыли на корабль и впервые вышли в море. Их особая подготовка и время этой подготовки определенные сложности, конечно, вносят в жизнь экипажа. Но тем не менее", - рассказывает командир тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" Сергей Артамонов.
Тренировочные вылеты продлятся до конца месяца. После того, как все новички, как здесь говорят, встанут на крыло, авианосец вернется к причалу нести свою обычную боевую вахту в составе Северного флота России.