Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
21 июля 2011, 21:28

Возвращение челнока «Атлантис» завершило тридцатилетнюю американскую программу «Спейс шаттл»

Американские шаттлы завершили свою космическую Одиссею. Программа слишком дорого обходилась бюджету США и ее решили свернуть. 21 июля на мысе Канаверал совершил посадку челнок "Атлантис". Встречу совместили с проводами: шаттл отправится в музей. А доставлять астронавтов НАСА на орбиту теперь будут только российские корабли.

Успешное возвращение челнока "Атлантис" на Землю завершает тридцатилетнюю историю космической программы шаттлов Американского агентства по аэронавтике. Последняя, 135-я, экспедиция астронавтов НАСА продлилась 13 дней и официально закончилась, как только шасси корабля коснулись посадочный полосы на мысе Канаверал.

"Атлантис", стартовавший к Международной космической станции 8 июля, отправил на орбиту около 4,5 тонн груза, включая многофункциональный модуль "Раффаэлло", продовольствие и новое оборудование. В экипаж корабля, на этот раз вошли всего 4 астронавта. Для НАСА было принципиальным отправить на орбиту как можно больше оборудования, ведь на ближайшие годы американцы потеряют возможность делать это самостоятельно, на своих кораблях. Челнок "Атлантис" вернул на землю технический груз, который больше не понадобится на МКС.

Во время последней экспедиции НАСА провела несколько научных экспериментов, а также очередной сеанс выхода в открытый космос, правда, работать за пределами станции пришлось астронавтам, которые несут постоянную вахту на МКС.

Для "Атлантиса", впервые стартовавшего в 1985 году, это был уже 33-й полет в космос, и корабль отлично себя зарекомендовал. Первым в свое время успешно осуществив стыковку с российской орбитальной станцией "Мир", "Атлантис" несколько раз доставлял на орбиту и наших космонавтов. Теперь российская очередь отправлять американцев в космос.

До 2016 года НАСА будет делать это кораблями "Союз". При стоимости более 60 миллионов долларов за место это все равно дешевле, чем продолжать эксплуатировать шаттлы. В последнее время запуск каждого челнока обходился правительству США в 1,5 миллиарда долларов.

У Америки пока нет четкого представления, куда направить свою космическую программу и на каких кораблях летать. Шаттлы заменят коммерческие корабли частных компаний, но пока они не готовы, а планы по освоению Марса по-прежнему только планы.

"В декабре будет запуск компании "Спейс-Икс", до конца года надеемся, что и другая компания, "Орбитал" также запустит свою систему. Так что в ближайшем будущем у нас будет обе возможности отправлять грузы на орбиту. Мы рассчитываем на надежное и экономически выгодное партнерство", - сообщил коммерческий директор НАСА Филипп Макалистер.

Из 7 кораблей за 30 лет программы НАСА потеряла 2. В 1986 году вскоре после взлета взорвался челнок "Челленджер", а в 2003 году при спуске развалился и сгорел в воздухе корабль "Колумбия". Оставшиеся 5 шаттлов превратят в музейные экспонаты.

Демонтаж спецоборудования и консервация челноков станет последним госзаказом для большинства сотрудников космодрома во Флориде. Уже в конце этой недели 2 тысячи 300 инженеров НАСА потеряют работу, еще тысяча будет уволена в августе. В общей сложности около 8 тысяч специалистов Агентства лишатся контрактов по причине завершения федеральной программы шаттлов.

Ходят разговоры, что НАСА готово обратиться к руководителям высокотехнологичных компаний в Калифорнии с предложением создать во Флориде еще одну Силиконовую долину, тем более что нехватки в программистах и инженерах не будет. Но, опять, это только планы. То же самое касается и направления, куда собирается двигаться вся космическая программа США. Будут ли они отправлять корабли на ближайший к Земле астероид или сконцентрируются на программе по освоению Марса – четких ответов пока нет и в ближайшие годы, похоже, Америка продолжит работать на околоземной орбите.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей