На МКС ожидают прибытия корабля «Гагарин» с участниками новой экспедиции
Полет приурочен к 50-летию начала пилотируемой космонавтики. Главными героями предстоящих торжеств будут прежде всего сами покорители космоса. Но есть и те, чьи имена известны лишь специалистам.
Его имя не встретишь в энциклопедиях и книгах об освоении космоса, но вот уже много лет Сергея Нефедова называют "космонавтом номер ноль". Шел 1960 год. В летной части Нефедова объявили, что нужны добровольцы. Рядовой Нефедов шагнул вперед. Когда солдат прошел несколько медкомиссий, человек в штатском сказал ему: "Вы нам подходите". И тут же представился: "Сергей Павлович Королев".
Подготовка к полету человека в космос была в самом разгаре, но было еще много проблем. К примеру, до конца не было ясно, как повлияет на организм невесомость, сколько может выдержать космонавт, если произойдет разгерметизация корабля, каков резерв времени для организации спасательной экспедиции. На все эти вопросы и должен был ответить рядовой Нефедов.
Для него сшили скафандр и построили макет — точную копию корабля "Восток". Эксперимент продолжался вначале 10, а потом 30 суток без перерыва.
"Сергей Павлович Королев приезжал каждые сутки в 6 утра и давал задания по управлению кораблем, там у меня было температура минус 80, потом создали вакуум, проверяли, сколько выдержу", - вспоминает испытатель.
После успешного полета Гагарина в космос Серегей Нефедов был награжден Орденом Красной Звезды и зачислен в секретный отряда испытателей. Тогда всем казалось, что не за горами межпланетные экспедиции.
5 ноября 1968 года. Москва украшена красными флагами, и Герману Мановцеву кажется, что это встречают их, космических испытателей, только что вернувшихся из виртуального полета на Марс. В закрытом помещении площадью 12 квадратных метров трое добровольцев провели ровно год, причем год високосный — 366 суток.
Кроме биологических и медицинских у эксперимента была и еще одна цель. Ученым нужно было выяснить: возможно ли психологически комфортное длительное пребывание людей в замкнутом пространстве. Оказалось — возможно. Психологи рассчитывали, что напряжение достигнет максимума во второй половине эксперимента, когда в бункере была искусственно создана аварийная ситуация. Резко подскочила температура, уровень углекислого газа стал близок к критическому. Но невзгоды только сплотили коллектив.
На динамическом стенде, или той самой знаменитой центрифуге, проверяют, какие перегрузки способен переносить человеческий организм. Полвека назад летчик-космонавт должен был продержаться 20 секунд при 12-кратной перегрузке. Это когда человек становится тяжелее в 12 раз, и вся жидкость в организме перетекает вниз. Сегодняшние испытатели и космонавты используют ту же самую центрифугу. Если велосипед изобретен – новый изобретать не надо. А к экспериментам, имитирующим межпланетные полеты, вернулись лишь недавно.
За все время существования отряда испытателей в космос никто из его состава так и не полетел. Хотя мечтали об этом многие. Но испытатели понимали, что они нужны здесь — на Земле. Потому что без подвига на Земле невозможен подвиг в космическом пространстве.