Кабинет задумчивости — прошлое и будущее приспособления, которое изменило жизнь людей
Первый канал продолжает серию репортажей о предметах и явлениях, изменивших мир. Для всех этих изобретений и открытий наступивший 2011 год – юбилейный. Сегодня речь пойдет о приспособлении, без которого невозможно представить комфортную жизнь современного человека. 150 лет назад в Великобритании был выдан патент на хитроумную конструкцию – унитаз со сливным бачком.
Ватерклозет, он же унитаз, он же сортир. Этот прибор имеет еще с десяток названий. У него множество разновидностей, и даже усаживаются на него по-разному. Спиной к выходу до сих пор в некоторых азиатских странах. Совсем не так, как привыкли мы. А вот конструкция его везде одинакова. На том же принципе построен и один из аттракционов в аквапарке. Главное – центробежная сила. Благодаря этой силе вода из бачка и смывает лишнее.
Историки спорят, кто первым додумался до этого: шумеры 5 тысяч лет назад или англичане намного позже. Ведь унитаз со сливным бочком был официально запатентован слесарем Томасом Креппером лишь в XIX веке.
Между прочим, у унитаза есть нечто общее с велосипедом. Устойчивое выражение "изобрести велосипед" также подходит и к этому прибору.
Владимир Моксунов, вице-Президент ВТО. Не той ВТО – Всемирной Торговой Организации, куда Россия только стремиться попасть,а другой ВТО – Всемирной Туалетной Организации, где наша страна уже с 2001 года полноправный член. Это серьезное общество занимается проблемами санитарии и усовершенствования сантехники во всем мире. Одна из целей организации – уменьшение сброса пресной воды в канализацию. В идеале, при отводе стоков, отказаться от воды вообще.
Владимир Моксунов, председатель Российской туалетной ассоциации: "Все признали, что это не отходы, а сырье. И нет смысла отправлять все это далеко-далеко и попутно использовать большое количество воды, которая загрязняется".
В среднем на каждый килограмм тратится, по российской норме, 6 литров воды. По европейской – 3. В масштабе города это реки. Но, как выясняется, уже сейчас есть иные технологии.
Отважный японский сантехник берет в руки то, что всего несколько минут назад было… В общем, благодаря специальным бактериям, сейчас это даже не удобрение, а грунт. Превращение происходит практически моментально и без капли воды. Но пока это только экспериментальный, хотя и действующий образец. Вообще же японцы на сегодня самые продвинутые в туалетном деле.
В одном из токийских магазинов сантехники собрана вся вершина японской унитазной техники: унитаз с умывальником, унитаз с подогревом, унитаз с автоматически открывающейся крышкой, который умеет проигрывать вашу любимую мелодию, а также имитировать шум спуска воды. Да-да, несколько лет японские инженеры бились над тем, как сделать так, чтобы сначала уменьшить количество спускаемой воды, затем – чтобы воду не было слышно. Добились этого. Но тишина не понравилась потребителям. Им хотелось, чтобы вода все-таки шумела, да погромче и пооригинальнее. В итоге за громкость воды отвечает специальный компьютер.
Водо-бачковый инструмент из "Необыкновенного концерта" - уже часть истории. Как и гордость экспозиции Музея воды в Санкт-Петербурге - народный бетонный унитаз времен разрухи 20-х годов прошлого века. Впрочем, даже такие бетонные унитазы были для России 90 лет назад в диковинку. Не говоря уже о чугунных или фаянсовых. Они были только у знати.
Недаром Сергей Эйзенштейн посвятил немало времени в своем фильме "Октябрь" тому, как рассматривают революционные матросы в Зимнем дворце ватерклозет императрицы. Тогда, между прочим, в России и слова "унитаз" никто не знал.
Оно появилось позже, когда испанская фирма "Юнитас", что по латыни означает "Единство", наладила серийное производство в нашей стране этих изделий. До этого в Россию поставлялась продукция английской фирмы "Сен-Лоренс".
Александр Корсавин, сотрудник музейного комплекса "Вселенная воды": "Наши предки здесь, вместо того чтобы сказать "пойти в туалет", говорили "удалиться к Сен-Лоренсу". Вот так вот выражались. Ну, и туалет, конечно, по-другому раньше назывался: "ретирадник", "кабинет задумчивости" или "одно ни с чем несравнимое место".
У англичан его называют "Креппер", американцы зовут его "дабл ю си ", немцы - "клозетбэкен". Но, речь идет об одном и том же. Без чего нельзя представить себе жизни в современном городе. И в то же время то, о чем у нас всегда говорят с каким-то стеснением.