Лауреаты Нобелевской премии по физике продолжают получать поздравления от коллег и знакомых
Что делают люди, накануне получившую Нобелевскую премию? Андрей Гейм разгребает электронную почту, а Константин Новоселов с утра в лаборатории. Здесь как раз и исследуют графен. Прозрачное чудо-вещество, принесшее двум выпускникам московского Физтеха мировую славу. Константин до сих пор не верит, что это о нем пишут все английские газеты.
Константин Новоселов, лауреат Нобелевской премии по физике: "Мне все равно приходится проверять каждые полчаса, чтобы удостовериться".
В конце октября Константин собирается в Москву, на конференцию по нанотехнологиям. Андрею тоже хочется навестить институтских друзей, но пока у гражданина Голландии проблемы с российской визой.
Андрей Гейм, лауреат Нобелевской премии: "Я пытался в какой-то момент поехать, но мне визу не дали по почте. Во все другие страны дают по почте, а в России не дают. Поскольку у меня было российское гражданство, меня хотят видеть в посольстве в Лондоне".
Свежеиспеченные лауреаты гордятся своими российскими корнями, но они классические граждане мира. Так получилось, что их исследовательский талант в полной мере раскрылся в Англии.
Эрни Хилл, доктор наук Манчестерского университета: "Мы постарались создать им эту лабораторию, которая, на мой взгляд, ускорила их работу. Здесь ученые смогли в буквальном смысле рассмотреть графен, и полноценно изучать его свойства".
В Университете не стали устраивать пышных торжеств. Председатель Британского королевского научного общества поздравил их по телефону. А тем, кто пришел пожать им руку, лауреаты наливали красное вино и просили рассказать свежий анекдот.
Нобелевская премия — это, безусловно, подарок для Университета в Манчестере. Он, между прочим, один из самых старых и известных в Англии. То, что открытия его ученых были отмечены на таком уровне, не может не повлиять на престиж и рейтинги этого учебного заведения. Теперь студенты и аспиранты могут похвастаться: наш научный руководитель — нобелевский лауреат!
Своих учеников молодой профессор Новоселов сильно разочаровал. Они думали, что шеф по крайней мере пару дней будет отмечать свою премию, а он их снова погнал в лабораторию.
Танасис Георгиу, аспирант факультета физики и астрономии Манчестерского университета: "Если уже кто-то и заслужил Нобелевскую премию, то только они. Вы не представляете, как много они работали. За 6 лет они смогли детально исследовать новый материал. Это не всем под силу".
Коллеги Гейма иногда напоминают ему, что "гейм" — по-английски "игра". Физик Андрея Гейма не занимается академической рутиной, он каждый день играет с природой. И для него, и для Константина — работа это жизнь. Чтобы жить с такими людьми, с этим нужно смириться.
Ирина Григорьева, физик, супруга Андрея Гейма: "Отдыхать мы, конечно, тоже умеем. Мы всегда любили походы в горы. Мы, собственно, и познакомились в горном клубе в Черноголовке. Иногда мы отдыхаем, но в основном это, конечно, работа".
Горам придется подождать — научный график Константина Новоселова и Андрея Гейма расписан на долгие месяцы вперед. Правда, одна командировка будет внеплановой — в декабре надо лететь в Стокгольм, за премией.