В подмосковном Жуковском прошел первый форум «Технологии в машиностроении-2010»
Это сухопутный аналог международного авиасалона, в котором приняли участие более 300 компаний, представивших посетителям выставки образцы продукции военно-промышленного комплекса России.
Брод глубиной 1,5 метра на предельной скорости или прыжок с трамплина - демонстрация возможностей российской военной техники. В подмосковном Жуковском выяснилось, что далеко не всех. В мирное время танки еще и танцуют вальс под руководством хореографа Большого театра. Постановщик балета бронетехники Андрей Меланьин уверен: язык искусства универсален. Даже танк Т-90 может быть убедительным в роли балерины.
Андрей Миланьин, хореограф Большого театра, режиссёр показа: "Хотя и принято говорить, что когда говорят пушки, музы молчат, но это тот случай, когда на границе этих несовместимых понятий можно найти что-то новое для современного искусства".
Больше 300 участников из нескольких стран. На выставке форума "Технологии в машиностроении", похоже, есть все, что даже с натяжкой можно считать машиной. От танков и беспилотных самолетов-разведчиков до скоростных поездов и электрических велосипедов.
30 километров без подзарядки - отечественная разработка уже несколько лет успешно продается в Европе. Один из уже нередких примеров, когда продукция российских производителей вполне может конкурировать с иностранной. И таких примеров, говорили на форуме, должно быть как можно больше. В минувшую среду экспозицию осматривал Владимир Путин. Новая приборная панель "Лады-приоры", рассказывали главе правительства на стенде ВАЗа, уже ничем не уступает зарубежным аналогам.
Впрочем, российское машиностроение, говорили участники форума, пока нуждается в поддержке. Государство, по словам премьер-министра, помогать готово. Во время кризиса многие предприятия, столкнувшиеся с трудностями, такую помощь получили.
Владимир Путин: "Мы стремились стимулировать спрос на конкретную продукцию. Например, на автомобили, на сельхозмашиностроение. Причем мы не делили при оказании этой поддержки со стороны государства, не делили предприятия на своих и чужих. Так, в автопроме помощь получали как наши традиционные марки, так и сборочные предприятия иностранных концернов".
Иностранные концерны это почувствовали на собственном опыте. Как в случае с компанией "Рено" - крупным акционером российского АвтоВАЗа.
Владимир Путин: "Компания "Рено" вошла в АвтоВАЗ на высоком дорогом рынке и заплатила за входной билет приличные деньги, а потом рынок рухнул. И в общем и целом смотрелось так, что, как у нас в России говорят, компания попала, потому что встал вопрос о необходимости поддержки АвтоВАЗа, и нужно было делать это солидарно, всеми акционерами. Что мы сделали? Мы дали этой компании поддержку, приличную сумму 25 миллиардов рублей в виде ссуды, не меняя структуру акционерного капитала и не требуя от компании "Рено", которая вошла в АвтоВАЗ на дорогом рынке, дополнительных вложений, сохранили за ней ее пакет".
Программа утилизации легковых автомобилей оказалась успешной - конвейер АвтоВАЗа уже работает в две смены, как до кризиса. По словам Владимира Путина, вполне возможно, правительство запустит еще и программу утилизации грузовиков и автобусов.
Причем, производители считают, это позволит не только стимулировать спрос на машины, но и станет решением проблемы городской экологии.
Елена Матвеева, заместитель правления "Группы ГАЗ": "Программа утилизации грузового парка и автобусов дает еще и социальный эффект, поскольку грузовой транспорт и автобусы устарели в нашей стране на 50% и очень серьезные задачи есть по обновлению этого автопарка".
Комбайн с бортовым компьютером и климат-контролем. И это опять российская техника. Новую модель на Ростсельмаше запустили в производство как раз во время кризиса - государственная поддержка позволила не только остаться на плаву, но успешно конкурировать на рынке.
Валерий Мальцев, Генеральный директор компании "Ростсельмаш": "Реальный результат заключался в том, что на фоне общего падения рынка сельхозмашиностроения на 40%, мы смогли сохранить объемы за минусом 18%".
Российская дорожная техника в последние годы - редкость. Но в Ярославской области, говорят, все должно измениться. Здесь выпускают катки и погрузчики уже с учетом современных потребностей - они и выглядят, как иностранные, и обладают серьезным преимуществом, с которым трудно спорить.
Павел Кузнецов, директор завода "Дорожных машин": "Импортные катки стоят на миллион дороже, чем наша подобная техника. А по качеству, я бы не сказал, что они очень от нас отличаются".
Российское машиностроение после кризиса восстанавливается даже быстрее, чем ожидали экономисты. Несколько дней назад двигатель нового пассажирского самолета "Сухой Суперджет-100" получил европейский сертификат. К концу года лайнер появится в авиакомпаниях.
Главная тема форума в Жуковском - уже не поддержка отрасли, а перспективы развития.
Здесь говорили - ключевое значение имеют инновационные технологии - и отечественные, и, конечно, иностранные.
Франк Шауфф, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса: "Мы считаем,что сотрудничество с Россией в плане модернизации ее экономики – это, прежде всего, передовые технологии. Мы исходим из того, что постоянные и тесные контакты с нашими партнерами здесь создают хорошие условия для передачи таких технологий".
Владимир Путин: "Что касается так называемой передачи технологий. Это очень странная формула. Что такое передача технологий? Никто никому в том мире, в котором мы живем, просто так ничего не передает, кроме гуманитарной помощи, конечно, там, где она нужна.
Все продается, современные технологии - это товар, который наши партнеры хотят проделать и продать, а мы готовы их купить за хорошие деньги. Если не хотите продавать, не надо, но мы говорим, что нам нужен этот товар хороший. Мы его возьмем, а вы его хотите продать и как можно дороже, это предмет переговоров. Не нужно представлять дело таким образом, что в России кто-то собирается действовать, как в одном из наших известных художественных произведений. Утащить с хозяйской кухни вкусный кусочек технологий, а потом под одеялом тихо, стараясь не чавкать, съесть его и куда-то там переправить. Нет такой политики в Российской Федерации".
Доля машиностроения в российской экономике должна существенно вырасти. Именно тогда, говорили на форуме, она действительно станет инновационной. И усилиями только со стороны государства, по словам экспертов, здесь не обойтись. Пока действительно конкурентоспособной остается российская оборонная продукция. Военная часть выставки в Жуковском - самая большая, здесь и бронетехника, и стрелковое оружие - похоже самый посещаемый стенд, и даже надувные танки и тягачи с баллистическими ракетами. Для беспилотников вероятного противника выглядят, как настоящие. Впрочем, на форуме говорили: только на успехах оборонной промышленности далеко не уедешь. Тем более что интерес в мире есть и к гражданским разработкам. Здесь уверены: на следующем форуме, через два года, их будет гораздо больше.