Мельдоний — допинг или жизненно необходимое лекарство?
Во всем мире активно обсуждают тему новых допинговых разоблачений в российском спорте. Как получилось, что в пробах теннисистки Марии Шараповой, конькобежца Павла Кулижникова и других наших спортсменов обнаружили запрещённый с недавних пор мельдоний? И почему этот препарат вообще попал в черный список, если даже врачи говорят: он - может быть жизненно необходим.
Создатель мельдония, рижский химик Ивар Калвиньш, никогда не думал, что его лекарство за один день станет так известно во всём мире. Вот уже третий день подряд российские и зарубежные СМИ подсчитывает, сколько миллионов долларов может потерять теннисистка Мария Шарапова, которая принимала этот препарат стоимостью пятьдесят центов. Мария призналась, что в её допинг-пробе нашли следы действующего вещества милдронат, а он с 1 января запрещён всем спортсменам в мире.
"Была первая регистрация милдроната в 1984 году, и с тех пор он на рынке. И никому в голову не приходило назвать недопустимым для применения препаратом. Он является самым распространённым лекарственных препаратом на территории бывшего СССР, если мы считаем средства для лечения сердечных заболеваний", - отмечает фармаколог, изобретатель препарата мельдоний Ивар Калвиньш.
В инструкции к мельдонию ишемическая болезнь сердца, инсульт, стенокардия — это далеко не полный перечень болезней, при которых принимают это лекарство. Мария Шарапова на пресс-конференции сказала, что ей его назначил её семейный доктор из-за проблем со здоровьем. О том, что это, скорее всего, проблемы с сердцем, говорил её бывший тренер Джефф Таранго: ещё в юности Мария не могла обходиться без лекарственных средств.
"Спустя восемь лет после того, как кто-то начинает принимать препарат, они решают, что он является допингом. Это, знаете ли, странно. Она отыграла целую карьеру, много других спортсменов, хороших спортсменов тоже", - отмечает бывший тренер Марии Шараповой Джефф Таранго.
И его создатель, и многие другие утверждают, что кардиопротектор мильдоний не помогает улучшать результаты, он спасает спортсменов от последствий чудовищных перегрузок, сохраняя им здоровье. Более того были случаи, когда WADA разрешала принимать спортсменам запрещённые лекарства, если они выписывались по медицинским показаниям. Например, знаменитой норвежской лыжнице Марит Бьорген, которая страдает от астмы. Впрочем, половина норвежских лыжников жалуется на астму и пьёт лекарства, которые помогают им "правильно дышать".
"Спортсмен работает на грани своих физических возможностей. Если он это делает на фоне милдранада, то у него есть все шансы полагать, что его сердце не погибнет, клетки его сердца не погибнут, не будет микро- и макроинфарктов, если даже он перешагнул ту черту, которую перешагивать не дозволено. Те, которые не применяют милдронат, и мы это неоднократно видели: люди погибают в рассвете сил на футбольном поле, хоккейном, баскетбольном", - говорит Ивар Калвиньш.
Самый громкий такой случай - гибель на льду нашего хоккеиста Алексея Черепанова, который страдал хроническим миокардитом и нуждался в постоянном приёме лекарств от сердца.
"Если этот препарат необходим по медицинским показаниям, особенно для лечения сердечных заболеваний, его можно использовать в спорте, но тогда нужно было бы специальное разрешение для этой терапии", - считает биохимик спортивного университета Кёльна Марио Тевис.
Кто должен был получать такое разрешение, и кто вообще должен следить за тем, что принимают спортсмены. Ведь о наступающем запрете мильдроната (справедлив ли он или нет) было известно ещё 30 сентября. Вице-президент федерации тенниса Евгений Кафельников, считает, что врач сборной по теннису Сергей Ясницкий не виноват в этом скандале.
"Я общался с врачом Ясницким. Он мне сказал, что он не знал, что Шарапова принимает этот препарат. Она сказала, что принимает мельдоний с 2006 года. Ясницкий должен был ее в то время уведомить? У нее наверняка были другие советники, которых она и слушала. Причем тут врач сборной команды?" – недоумевает Евгений Кафельников.
Бывший президент Всемирного антидопингового агентства Ричард Паунд назвал безрассудным и необъяснимым поступок Марии Шараповой. Впрочем, вместе с Марией по делу о мельдонии проходят ещё несколько спортсменов из бывшего СССР и стран Восточной Европы. Кто-то говорит, что не знал, что препарат выводится из организма больше месяца, а вот тренер конькобежца Павла Кулижникова и вовсе считает, что произошла ошибка. В одной пробе мельдоний не нашли, а уже на следующий день он был обнаружен. Так или иначе, остаётся ждать, какие решения примет антидопинговый комитет и у кого ещё из спортсменов обнаружится мильдронат.