Вейкбординг набирает популярность в России
Водные лыжи, сноуборд - и головокружительные трюки. Но профессионалы предупреждают: для таких элементов нужна хорошая подготовка, иначе можно оказаться не на пьедестале, а на больничной койке.
Полeт и скольжение, воздух и вода. Он словно живет на грани двух стихий, вытворяя в каждой из них – умопомрачительные трюки. Петербуржец Никита Мартьянов свой первый Чемпионат Европы по вейкбордингу выиграл в 2003 году. Когда страна и слова-то такого не знала. В глазах обывателя это были, скорее, опасные шалости. Дело ли – мчаться на веревке за катером, который поднимает волны – и словно на трамплине – взмывать вверх.
"На ледяной горке все когда-либо катались. Это были либо санки, либо какая-нибудь картонка. Ты просто скользишь, ловишь волну. Ты не должен её покорять, ты должен жить вместе с ней", - говорит чемпион Европы по вейкборду, бронозвый призер Чемпионата мира 2010 г. по вейкборду Никита Мартьянов.
Вейкборд по сути придумали сeрферы – когда не было волн, не знали чем заняться. Сегодня в России симбиоз водных лыж и сноуборда набирает популярность. Для скольжения по воде используют в том числе и специальную лебедку. Так дешевле, чем арендовать катер. Ведь вейкбординг – по-прежнему многим не по карману. Одна только доска может стоить как хороший телевизор.
Никита показывает доску, с которой катается по препятствиям. Для этого он даже специальный трамплин построил. Здесь больше 40 линий, рeбер и плоскостей по которым может не пройти – пролететь вейкбордист. Зимой, когда в России для "вэйка" не сезон, он тренируется там, где тепло. Не за тысячи километров от дома, а всего в двух минутах ходьбы – в батутном клубе. Хороший вестибулярный аппарат, немножко терпения – вот уже море по колено. Ручка и натянутый тросс имитируют те, что крепятся к катеру. На батуте райдер может отработать так называемый перехват, когда он, держась за ручку левой рукой, делает кульбит и хватается за неё уже правой.
Кажется – будто спортсмен не отпускает ручку каната. Но если присмотреться внимательно – на гигантской скорости до 100 километров в час порой они исполняют до четырех перехватов. Крутятся при этом на 360 и даже 720 градусов, четырежды вращаясь вокруг своей оси.
Следуя за катером, он гонится не только за сложностью трюка - за красивой картинкой. На заповедном озеро Каинды в Казахстане стволы древних сосен и елей райдер использует как препятствия. Он же – скользит по толстому невскому льду и замерзшим петербургским каналам.
Он верит что когда-нибудь, вейкбординг станет олимпийским спортом. Правда, на Игры-2020 в Токио – дисциплина пока не попала. В российской сборной спортсменов-райдеров сейчас всего – полтора десятка. Но любителей в стране – в разы больше. По официальным данным только в северной столице – за последние годы на доску встали две тысячи человек.
"И дети катаются, и тем кому уже 50 плюс, преклонного возраста люди. А вообще попробовать надо всем", - говорит вице-президент Водно-лыжной федерации Санкт-Петербурга Александр Терсков.
Сказать, что у новичка доска уходит из под ног – значит не сказать ничего. И хотя тренеры награждают символичным гавайским ожерельем за то, что удержался хотя бы полминуты, чтобы поймать волну, приходится падать, падать и падать. Впрочем, и чемпионами ведь становятся отнюдь не за одну тренировку.