Чемпионат России по футболу заканчивается победой ЦСКА и запоминается скандалом с «Зенитом»
Вошли в раж - ЦСКА стал чемпионом России по футболу, победив "Локомотив".
Кубок достался армейцам второй раз подряд, но в этом году, по словам членов сборной, праздновали так, что шампанское капало с потолка.
И тем, кто молится футбольным богам, и тем, кто к ним равнодушен, этот чемпионат запомнится. Скандалами.
Во время игры "Зенит"-"Динамо", за несколько минут до конца, питерские болельщики выбежали на поле и напали на московскую команду. Еще одно нападение, уже в Краснодаре - те же поклонники Зенита избили журналистов.
Не то чтобы фанатами "Зенита" здесь сейчас пугают детей, но к приезду болельщиков петербургского клуба Краснодар готовился основательно. ОМОНа, кинологов и водомета мало. В небе - аэростат и вертолет. Может, хотя бы с воздуха удастся засечь скрытую обычно до последнего фанатскую угрозу.
Во время матча никто из футболистов не пострадал. "Зенит" побеждает. Но от фанатов все же достается одной из съемочных групп.
В предыдущем туре фан-вираж петербургского стадиона - трибуна с самыми отчаянными фанатми "Зенита" - сломал ограждение и едва ли не в полном составе оказался на поле. На пути у взбешенной толпы не повезло оказаться Владимиру Гранату. Эту атаку - с правой - защитник "Динамо" пропустил.
Алексея Нестерова по прозвищу "Гулливер" - это он набросился на Граната - искали бы еще долго, но его опознали свои же и свои же - те, кто вместе с ним рванул на поле - настоятельно порекомендовали явиться с повинной.
"Вдруг кто-то крикнул, это у меня в голове, может, произошло просто-напросто: "Наших бьют". Все сразу дернулись. Своих же нельзя в обиду давать", - рассказывает болельщик футбольного клуба "Зенит" Алексей Нестеров.
Этим кем-то мог быть так называемый "смотрящий по трибуне", уверен Олег. Молодой человек сам контролирует немалую часть фанатского виража на матчах "Динамо". Этот же кто-то, рассказывает смотрящий Олег, и принял решение выполнить ультимативное требование динамовских фанатов.
"С нашей стороны были требования найти этого человека. Либо выдать его органам, либо, грубо говоря, привести к нам на суд. В противном случае они не смогли бы приезжать в Москву на выезды без последствий", - говорит болельщик футбольного клуба "Динамо" Олег.
Смотрящий - официальное лицо так называемой "фирмы", одной из множества фанатских групп. Ведет переговоры с оппонентами. Может - скомандовать "Вперед", и толпа рванет на поле через заборы, а может остановить конфликт в самом начале. Смотрящий следит за тем, кто и что делает на трибуне.
Самые мирные болельщики - так называемые, "кузьмичи". Люди в возрасте, женатые, иногда с детьми. Идеальные с точки зрения полиции фанаты. Любят футбол - за саму игру. Но заметнее всех - ультра. Создают визуальный и звуковой фон матча: плакаты, флаги и перфомансы. Хулиганы, футбольные - они и на стадион могут не ходить. Но у них тоже важная миссия: отстаивать честь клуба, биться за него, как здесь говорят, в полях.
"Кузьмичи" почти всегда остаются за кадром. Сомнительные околофутбольные достижения всех остальных регулярно попадают в полицейские сводки и программы о чрезвычайных происшествиях. Официальные организации болельщиков такие поступки не одобряют, но и ответственность за действия фанатов на себя брать не спешат.
"Это ошибочное мнение считать, что фанатское сообщество четко структурировано, иерархично, подчиняемо и имеет вертикаль, грубо говоря, как в армии. Всероссийское объединение болельщиков всегда строило свою позицию на том, что у нас даже по регламенту футбольные клубы обязаны вести работу с болельщиками", - говорит президент Всероссийского объединения болельщиков Александр Шпрыгин.
"Динамо" пока не везет. Игроки клуба уже второй раз серьезно страдают от зенитовских болельщиков. Пару лет назад брошенная с трибуны петарда отлетела прямо в глаз вратарю Антону Шунину. Договориться с некоторыми группами болельщиков - их десятки - убеждают нас фанатские авторитеты, вообще невозможно.
"Никогда не сможешь проконтролировать, какой баннер ты принесешь. Ультра - это такое подразделение, которое нарушает все правила. Тебе сказали: "Сиди дома!". Нет - ты поехал на выезд", - рассказывает фанат футбольного клуба "Динамо" Олег.
Нередко эту убойную и мало кому подконтрольную силу пытаются и вовсе использовать не по назначению.
"Для каких-то массовок на выборах, для каких-то массовок на демонстрациях, для какой-то активности. Бывает и за деньги, бывает и по идеологическим каким-то моментам", - рассказывает болельщик футбольного клуба "Торпедо" Сергей.
Из этой ли области уже известные события, сказать не может никто. Прерванный матч "Спартака" в Ярославле запомнился невиданным буйством фанатов и хаосом на трибунах, а еще демонстрацией фашистской символики. Клуб наказали штрафом и матчами без зрителей. Засудить развернувшего на трибунах флаг со свастикой фаната "Спартаку" пока не удается.
На матче "Зенит"-"Терек" прямо на трибуне один из болельщиков пытается сжечь флаг Чеченской республики. Зенитовец, сделавший это, по решению суда должен компенсировать клубу репутационные потери в размере 300 тысяч.
Московское дерби. Уже меньше, чем через час "Спартак" здесь сыграет с "Динамо". В полиции нас заверили, что меры безопасности остались прежними. В "Спартаке" дали понять, что кое-какое усиление все-таки будет, но деталей раскрывать не стали. Визуально стюардов на трибунах столько, сколько всегда. Между тем, прорыва, подобного петербургскому, здесь опасаться не стоит. На стадионе "Локомотива" в Черкизово поле отделено от трибун специальным рвом безопасности - 3-метровым в ширину и 6-метровым в глубину. Фанат тут не пройдет.
На матче все прошло спокойно. Но сразу после игры целые трибуны отправились в подмосковное Пушкино. Вроде бы - почтить память болельщика "Спартака" Леонида Сафьянникова. Его накануне убил один из работников местного рынка. Но возложением цветов дело не ограничилось. Скорбная встреча возле мемориала и шествие едва не переросли в настоящий погром.
"Дело получило общую огласку, и фигурировали 2 слова: болельщик "Спартака". Спасибо, что и на матче баннер был, и минута молчания, это приятно, спасибо. Но минус этого всего, что молодежь начинает под это дело - громить, бить, им дай только повод.. Мне это не нравится", - говорит знакомый Леонида Сафьянникова Дмитрий Пасхин.
Пушкинский рынок местные власти объявили незаконным и закрыли. Нападавший успел скрыться на Родине - в Узбекистане, но был выдан России и уже дал признательные показания. Но всех участников тех событий, кто дебоширил или употреблял спиртное, сразу 43 человека - полицейские задержали за мелкое хулиганство.
Эксперты до сих пор спорят. Одни готовы фанатские выходки считать настоящим преступлением. Другие считают, что ужесточение наказания ничего не даст. Но даже закон "О болельщиках", на который возлагали столько надежд, ничего не решает. Самое страшное наказание фаната, по нему - административный запрет на посещение матчей. Но эту меру еще ни разу не применяли, к тому же, она, похоже никого не пугает.
Между тем, в Англии, пережившей десятилетия фанатских войн, массовых драк и уличных беспорядков с сотнями погибших, стадионы, считавшиеся прежде полями боевых действий сумели превратить в уютные и безопасные центры семейного отдыха. Суровыми законами и неотвратимостью наказания безбашенных фанатов выдавили на пустыри и заброшенные верфи. Английские "ультрас" сегодня уже не те.
"Парней из "Бешеной армиии" как следует пообтесали. Сейчас везде видеокамеры. Если ты плохо себя ведешь, тебя поймают за руку, на годы запретят ходить на матчи и в итоге отдадут под суд. В Англии если уж ты попал в суд по околофутбольному делу, велика вероятность, что сядешь. Игра не стоит свеч", - рассказывает писатель Дуги Бримсон.
Уйти после самых шокирующих выходок с футбольного матча в любом российском городе по-прежнему можно безнаказанным. А на следующей игре снова оказаться на местах главной фанатской трибуны. Всех сорвавших матч в Петербурге в "Зените" знают не только в лицо: абонементы на вираж продают по паспортам. Но ведь главным злодеем матча уже объявлен Гулливер. Не напади он на футболиста "Динамо", возможно, виновных в этой неспортивной истории не оказалось бы вовсе.