Президент Путин подвёл итоги Олимпиады в Сочи
Праздник, который мы заслужили - сочинская Олимпиада уже становится историей. И гости, и участники, и члены МОК признают: Олимпиада была лучшей в истории Зимних Игр.
За 6,5 лет сделано невероятно много, и Олимпийская машина сработала без сучка и без задоринки. А главное - Сочи стал прорывом для страны, где еще пару десятилетий назад повестка дня была не Олимпийская, а кризисная. Мы решили из первых уст узнать, чего стоил этот прорыв. Президент Путин, все годы курировавший проект, подвел его итоги. Он поблагодарил всех, кто был частью этих игр - кто строил Олимпийские объекты, кто помогал гостям и кто обеспечивал безопасность этого праздника для всей планеты.
Ирада Зейналова: Сейчас можно уже сказать, чего стоила такая организация вам и вашей команде и как удалось в принципе достичь таких результатов?
Владимир Путин: Это комплексный результат. Первая часть - это создание самой спортивной и инженерной, транспортной инфраструктуры. И здесь, конечно, главную роль, надо прямо сказать, я уже об этом говорил, сыграло правительство Российской Федерации и прежнего состава, и ныне действующего, потому что все-таки основная нагрузка лежала на профильных министерствах. Министерство природных ресурсов, министерство транспорта, министерства и ведомства, которые занимались так или иначе стройкой, крупные российские инфраструктурные компании, ОАО "РЖД", крупные строительные компании. Вот это была основная работа на этой площадке, здесь и министры работали, и вице-премьеры, и председатели правительства, и ваш покорный слуга в прежнем качестве, и Дмитрий Анатольевич Медведев сегодня в качестве председателя правительства и тогда, когда исполнял обязанности Президента. То есть в принципе это общая коллективная большая работа. Я встречался со спортсменами и сказал, что, конечно, мы в какой-то момент с вами полностью поверили в то, что мы все это построим, создадим, но праздник не был бы таким ярким, каким он есть, является сегодня, без вот этой великолепной победы нашей сборной команды. Собственно говоря, ради спорта все делалось, у нас много проблем, мы привыкли к тому, что нас проблемы эти сопровождают, но должен быть и на нашей улице праздник. И вот мне кажется, такой праздник у нас состоялся. Но мы при этом всегда думали и о мировой спортивной общественности, наших партнерах, иностранных спортсменах. Мы хотели создать праздник для всего спортивного мира. Всей планеты. И мы очень рады, что это получилось.
Сергей Брилев: Если посмотреть, например, на Юлию Липницкую или Аделину Сотникову. 15 и 17 лет. Минус 4 от Ванкувера, это не тот возраст, когда могло бы быть принято решение, чтобы они выстрелили сейчас. Но получается, что еще раньше было принято решение не как следствие Ванкувера?
Владимир Путин: В таких видах спорта начинается спортивная карьера достаточно рано. Сейчас вы вспомнили об Аделине Сотниковой, сейчас она вспомнила о другом. Она вспомнила и принесла мне фотографию. Она мне сказала: Владимир Владимирович, я вам обещала, что я буду Олимпийской чемпионкой. И я это сделала.
Сергей Брилев: А когда она вам обещала?
Владимир Путин: Ровно 5 лет назад.
Сергей Брилев: Так это до Ванкувера получается решения принимались?
Владимир Путин: Ровно 5 лет назад, ей было 12 лет. Она принесла фотографию, как свидетельство нашего разговора, где она рядом со мной стоит, и я ее там за плечики обнимаю, и она смотрит на меня и я помню, она говорит: Я обещаю, я буду Олимпийской чемпионкой.
Сергей Брилев: То есть вы для себя приняли решение до Ванкувера вот это все начинать?
Владимир Путин: Дело в том, что это не мое решение. Это решение специалистов. Здесь главное не подменять собой специалистов, ни инженеров, ни экологов, ни строителей, ни тренеров. И если уж говорить об этой стороне дела, то конечно, существенный вклад в достижение наши спортивные внесло министерство спорта и министр Мутко. Ну, и конечно, тренерский состав. Потому что и он тоже в своей работе определяется, прежде всего, исходя из рекомендаций специалистов. К сожалению, у нас по миру многие разъехались, это и неплохо, потому что у нас свободная страна и это тоже примитивно, может, звучит, но это так. Это тоже специалисты высокого класса, рабочая сила - рабочая сила, как известно, ищет места для своего наилучшего применения. Сейчас, я считаю, в нашей стране вот такие условия для наилучшего применения высококлассных специалистов, если не полностью созданы, то создаются. Создаются энергично, мы абсолютно конкурентоспособны с нашими партнерами в других странах. Многие возвращаются. И спортсмены, и тренеры. После Олимпиады еще мы получили согласие некоторых специалистов вернуться. Поэтому это все работа длительного цикла. Так же, как, скажем, строительство корабля или подводной лодки. Это все требует времени, усилий. Когда мы только начинали эту Олимпиаду, я в одном из своих выступлений сказал, что у нас очень молодая команда. И она перспективная. Главное здесь не потерять темп, не сбавлять его. Наоборот, наращивать усилия.
Александр Любимов: Владимир Владимирович, я последовательно переживал сначала недоумение по поводу того, как зарубежные средства массовой информации начали освещать Олимпиаду. Потом уже к концу я бы сказал, что у меня просто возмущение было такое. Мне несвойственно, я человек такой не верноподданический, уже просто меня разрывало от патриотических чувств, почему такая несправедливость. Это нормально?
Владимир Путин: Это очень хорошо. А вы знаете, я вам хочу сказать, что это не только вы, это же всех задевало. И это значит, что ваши зарубежные коллеги те, кто занимался тем, о чем вы сейчас сказали, они достигли результата обратного ожидаемому. Я хотел бы здесь разделить некоторые вещи. Первое, мы всегда, все эти годы работали в условиях критики, и прежде всего, это была конструктивная критика, очень доброжелательная, но конструктивная со стороны представителей Международного Олимпийского комитета. Потому что все-таки такой огромный опыт, который есть у наших друзей из МОК, у нас его не было. Они нам этот опыт подарили. Но была и другая, но до сих пор, наверное, есть, другая когорта критиков. Они далеки от спорта. Они занимаются конкурентной борьбой в сфере международной политики. У них другая ипостась, другая работа. И они использовали этот Олимпийский проект для достижения своих собственных целей в сфере антироссийской пропаганды. Это ничего общего не имеет со спортом, потому что у них другая работа, у них другая цель. Это, повторяю еще раз, это сфера конкурентной борьбы в области международной политики. Может быть, даже геополитической. Потому что когда появляются сильные конкуренты, в данном случае в лице России, у кого-то это вызывает беспокойство, кому-то это очень не нравится, кто-то начинает бояться, не понимая того, как глубинно, качественно изменилось российское общество. В этом смысле Олимпиада для нас важна, потому что она, как мне кажется, мне бы очень хотелось, чтобы так было, приоткрыла не просто двери в Россию, а приоткрыла русскую душу, душу нашего народа, чтобы люди посмотрели и сказали, и поняли, что нечего бояться. Мы готовы к сотрудничеству, мы открыты для этого сотрудничества. И если и это хотя бы в какой-то степени достигнуто, это тоже успех Олимпиады.