В рубрике «Энциклопедия зимних Олимпиад» — скоростной бег на коньках
В конькобежном спорте 16 лет назад произошла, без преувеличения, революция. Слагаемые успеха - мастерство атлетов и уникальные технологии. Сверхтребования предъявляются не только к спортивной амуниции, но и ко льду.
Нагано. Олимпийские забеги на льду. Не бегут - летят, уносясь за все мыслимые результаты. Камеры фиксируют небывалое - сразу 5 мировых рекордов. Каждый - на грани фантастики. Конькобежный спорт врывается в другую эпоху - скоростей будущего.
Секрет революционного успеха - в новых коньках, точнее, в их длинном, подвижном лезвии. Оно зафиксировано только в носовой части ботинка. Небольшая пружина в шарнире возвращает его обратно с характерным звуком, за который конек и получил название - клап.
Объяснить наглядно, в чем преимущество той новинки, мы попросили серебряного призера Олимпийских игр Ивана Скобрева. Короткую дистанцию он пробежит сначала в хоккейных коньках - они очень похожи на старую модель конькобежных, затем в клапах. Наши камеры будут фиксировать каждый шаг.
В клапах Иван отталкивается всем лезвием. Оно полностью остается на льду даже в тот момент, когда стопа разогнута, а нога почти выпрямлена. Колено работает эффективнее, к процессу отталкивания активнее подключаются икроножные мышцы. Все это позволяет спортсмену увеличить длину толчка, в среднем, на 15 сантиметров.
В хоккейных коньках, как и в старой модели, Ивану приходится отталкиваться только носком лезвия. Это сдерживает движение его стопы, не давая мышцам работать в полную силу, и негативно влияет на скорость.
В итоге, клапы помогают Ивану уже за сто метров дистанции выиграть целую секунду. И это притом, что борьба идет за сотые доли.
"Лезвие длиннее, меньше врезается конек в лед, больше скольжение и, очевидно, что скорость абсолютная, конечно, быстрее на конькобежных", - отмечает Иван Скобрев.
Клапы не купить в магазине. На одном из крупнейших европейских заводов, где делают коньки для чемпионов, по длинным рядам коробок можно выучить историю современного конькобежного спорта. Заготовки - именные.
Ботинки, которые сидят идеально. И дело не в размере. Они изготавливаются индивидуально и максимально точно повторяют форму ноги, потому что сделаны по слепкам. Технология совершенствуется год от года. На изготовление одной пары таких коньков уходит 2,5 месяца.
Без велосипедов и машин конькобежец разгоняется на дистанции до 53 километров в час. Ему проигрывает даже человек-молния. Усейн Болт бежит стометровку со скоростью 37 километров в час. Догнать человека на льду сможет разве что самое быстрое существо на двух ногах - страус. Нечеловеческие скорости конькобежцу дает скольжение.
Чтобы сделать его максимальным, Иван часами в тренажерном зале. Он отрабатывает прыжки на табурет на одной ноге - нагрузка при отталкивании на льду идентична. Технику катания оттачивает перед зеркалом. Вместо коньков - шерстяные носки. Вместо катка - скользящая доска. Она помогает прочувствовать мышцы, чтобы шаги на треке стали рефлексами.
"Мы пытаемся поймать посадку, приход на ногу, расслабление этой ноги и соответственно даже на льду у нас толчок идет не вперед, а идет больше в сторону", - рассказывает Иван Скобрев.
Нетренированному человеку прокатиться в клапах хотя бы несколько метров удастся с трудом.
Спортсмен бежит по дистанции, всю энергию превращая в движение. И даже на повороте не замедляется, наоборот - ускоряется. И здесь против него - центробежная сила. Чтобы ее компенсировать, он задействует каждую мышцу тела, словно вжимаясь в лед. Перед очередным рывком на прямом отрезке - как гепард перед прыжком.
Высокие скорости были бы невозможны без быстрого льда. Его готовят как пирог, в течение недели заливая слой за слоем - каждый не больше миллиметра. Воду пропускают через мощную систему фильтров. Вычищаются не только механические примеси - даже частично молекулы кислорода. И лед получается плотнее, коэффициент трения снижается.
"Верхний слой, соприкасаясь с теплым воздухом, получается как смазка между коньком и самим массивом льда", - объясняет главный технолог конькобежного центра Константин Бирюлин.
Главный соперник конькобежца в борьбе за доли секунд - встречный поток воздуха. И здесь спортсмену помогает костюм. Чтобы он сидел как влитой, его сшивают из 25 кусков ткани - разных по качеству и структуре.
Материал на спине и груди работает как каркас и частично разгружает мышцы. Он очень плотный и сконструирован так, что в костюме удобно бежать именно сидя. Вставка на внутренней стороне бедра - антифрикционная материя. Она сводит к минимуму эффект трения, когда ноги спортсмена касаются друг друга. Иначе снижалась бы скорость.
Вставки на предплечье - из особой ребристой ткани. Чтобы поток воздуха, превращаясь в турбулентный, не струился - срывался с тела, как можно меньше сдерживая движение.
В аэротрубе, где тестируют автомобили Audi, Иван выбирает костюм для Олимпиады. Каждый рассчитан на разную технику бега - разный коленный угол и частоту работы рук. Иван меняет положение по указанию тренера.
Положение корпуса - почти параллельно земле. Так конькобежец сводит сопротивление к минимуму, разрезая воздух, подобно ракете. И вот что будет, если чуть-чуть разогнуться, у Ивана едва получается устоять на ногах.
"Мы все это продуваем, понимаем, насколько и что нам больше дает сопротивление, что меньше, чтобы потом уже сделать, наверное, тот идеальный комбинезон, который нам позволит выступить на 100% своих возможностей", - поясняет Иван Скобрев.
Конькобежный спорт с каждым соревнованием становится все более скоростным. Усиленные тренировки плюс спортивные технологии - и новые рекорды не заставят себя ждать. Когда олимпийскую историю пишут мгновения и до медали - один шаг, мельчайшие детали имеют значение.