Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
29 января 2014, 18:32

«Энциклопедия Зимней Олимпиады»: бобслей

Спорт высоких скоростей и высоких технологий: в нашей рубрике "Энциклопедия Зимней Олимпиады" сегодня бобслей. Поклонники часто называют его "зимней Формулой-1". На виражах спортсмены испытывают поистине гоночные перегрузки, а на финише всё решают миллисекунды.

Быстрый. Опасный. Командный вид спорта высоких технологий с загадочным называнием "бобслей". Дословный перевод: катание на специальных санях - бобах. 

Разгон - решающий этап гонки. Каждый мускул с головы до пят - как сжатая пружина. Далее, как говорят спортсмены, по команде происходит "взрыв" - напряжены и руки, и ноги, и спина, и пресс.

"Под максимальным взрывом понимается, что именно в начальный момент, когда мы стоим на старте, мы именно синхронно должны максимально использовать свой силовой ресурс, который мы натренировали, и с максимальной скоростью, как можно быстрее разогнать снаряд", - говорит бобслеист Дмитрий Труненков из олимпийской сборной России.

50 метров и примерно пять секунд, чтобы разогнать боб и один за другим в него запрыгнуть. Сначала пилот, потом разгоняющие. К этому моменту спидометр, будь он у спортсменов, показал бы 40-45 километров в час. Самый быстрый человек на планете, Усейн Болт, развивает подобную скорость всего на секунду раньше, и она для него максимальная.

А вот ускорение болида растет лавинообразно - благодаря инерции и наклону трассы он достигает скорости 160 километров в час - средней скорости поезда "Сапсан" между Москвой и Петербургом. Если от одного города до другого проложить ледяной желоб, у бобслеистов уйдет на дорогу четыре часа.

Сегодня самый протяженный маршрут для этих гонок проходит близ поселка "Красная поляна". Трасса "Санки". Ее длина - 1800 метров. Старт - на высоте более 800 метров над уровнем моря. 17 виражей, три контр-уклона - подъема, которые гасят скорость. Для безопасности. Но даже с ними есть риск потерять управление и вылететь из желоба, поэтому каждый вираж обладает защитой. 

"Если, например, спортсмен допускает ошибку на входе в вираж, смещает траекторию во вторую половину виража и не справляется с управлением, для этого у нас есть специальные ограничения, или, как мы их называем, козырьки, которые не позволяют спортсмену выходить из трассы", - объясняет инженер трассы "Санки" Вячеслав Щавлев.

Задача пилота - выбрать правильную траекторию. Если проехать по виражу слишком высоко, расстояние до финиша вырастет. Слишком низко - упадет скорость: не удастся максимально использовать ускоряющую центробежную силу. Перегрузки спортсменов на виражах достигают 5-6g. Ощущения сравнимы с теми, что испытывают летчики истребителей при выполнении фигур высшего пилотажа.

"В первую очередь, идет перегрузка на глаза, потому что очень большая усталость идет у пилота. На выходе, когда остается очень большое давление, бывает периодически резко зрение расплывается", - говорит бобслеист Александр Зубков, член сборной России по бобслею.

Впрочем, многие бобслеисты могут спуститься по трассе и с закрытыми глазами. Они учат наизусть каждый поворот.

"Все, стартовали. Сейчас едем по эстакаде, первый вираж, переход, второй..." - не глядя определяет дорогу Александр Касьянов из сборной России по бобслею.

Это эксперимент. Одна наша камера снимает, как пилот Александр Касьянов проходит виражи в своем воображении, другая закреплена на его шлеме уже во время реального заезда. Результат: стопроцентное совпадение. 

 

В двухместных бобах соревнуются и мужчины, и женщины, в четырехместных - только мужчины. Все строго регламентировано: например, вес "двойки" с экипажем не должен превышать 365 килограммов, "четверки" - 630.

Это век назад участники  соревнований спускались по трассе на паре саней, скрепленных досками. Сейчас бобы больше напоминают гоночные автомобили. Обтекаемый, гладкий, как зеркало, корпус из кевлара или карбона - материалов, которые прочнее стали, один используют в ракетостроении, из другого делают бронежилеты.

Стоимость одного боба достигает 100 тысяч долларов. Рулевое управление - два троса, с их помощью пилот может поворачивать передние полозья, задние - неподвижны. Все они не заточены, иначе бы врезались в лед и затрудняли скольжение.

Тормозят, только когда пройден финиш, при помощи специальной гребенки. Чем лучше плавится лед, тем выше скорость скольжения. Но нагревать коньки запрещено. На старте висит контрольный полоз. Отклонение от его температуры на четыре градуса грозит дисквалификацией.

Скандалы - не редкость. На Олимпиаде в Турине немецкую сборную обвинили в использовании запрещенных технологий, якобы на их бобах были коньки с подогревом. Доказать не удалось, и все же Международная федерация по бобслею отреагировала новыми правилами. Сейчас полозья для всех сборных изготавливаются из стали, которая хранится на складе в Швейцарии. Каждый конек, как деталь дорого автомобиля - со своим серийным номером.

"Разрешенный прием для механиков: увеличить скорость скольжения, изменив форму полозьев. 20 лет я экспериментировал с разными типами шлифовки, и вот теперь добился принципиально нового результата. Но своих секретов я не раскрою", - интригует механик сборной России по бобслею Йохан Валнер.

Экипировка бобслеиста - это его доспехи. Костюм сводит к минимуму сопротивление воздуха при разгоне и обладает компрессионным эффектом - улучшает кровоток и работоспособность мышц. Шлем, как и боб, из кевлара. Забрало из двойного пластика с воздушной прослойкой, чтобы не запотевало. На кроссовках - 680 маленьких шипов. В регламенте прописано не только их количество, но и размеры, и расстояние между ними.

Под костюм надевают специальную противоожоговую рубашку, опять же из кевлара, который выдерживает даже испытание огнем. Она спасает тело бобслеиста при перевороте, когда разгоняющих тащит по льду со скоростью свыше 100 км в час.

Любая неучтенная мелочь - потеря драгоценного времени. Чтобы претендовать на победу, надо идеально провести четыре заезда. Но даже когда результаты сложены, триумфаторов определяют лишь доли секунды.

Одна сотая секунды - таково было отставание "серебряного" экипажа от "золотого" на Чемпионате Европы два года назад. Человек за это время не успевает даже моргнуть, это в сто раз меньше, чем пауза между ударами сердца. Все усилия спортсменов и их тренеров, по сути, ради мгновения. Но именно оно здесь отделяет победителей от проигравших.

Читайте также: