В рубрике «Энциклопедия Зимних Олимпиад» — прыжки с трамплина
В Сочи - впервые на старт выйдут и женщины. Судьи оценивают технику и красоту полета.
Прыжки на лыжах с трамплина: скорость, полёт, адреналин. Казалось бы, в этом виде спорта даже не обязательно разбираться, чтобы болеть за своих: кто дальше прыгнул, тот и выиграл. Но это - массовое заблуждение.
Судьи оценивают не только дальность, но и технику прыжка. Его можно разбить на четыре фазы: разгон, точка отрыва, полет и приземление.
Спортсмен, как автомобиль на трассе: за пять секунд разгоняется до скорости 100 километров в час. А если перевести скорость лыжника в другую величину - метры в секунду, то за мгновение он пролетает более 25 метров. Целый бассейн за одну секунду - немыслимая скорость для любого пловца.
Чтобы увеличить разгон, лыжи подготавливают к каждому прыжку. Нарезку скользящей поверхности покрывают парафином. Сначала парафин "базовый", затем "скользящий" - для каждой погоды он свой, а сверху "разгоняющий". На старте он отрабатывает первым и стирается - из-за трения лыжи об лед.
"Так как у нас длина скольжения, то есть участок скольжения на разгоне не такой большой, как, например, у лыжников или горнолыжников, у нас применяются парафины, те, которые, в принципе, быстро стираются", - рассказывает тренер-инженер Сборной России, сервисмен женской сборной команды России по прыжкам на лыжах с трамплина Роман Пашкин.
Низкая посадка уменьшает сопротивление воздушного потока. Но в точке отрыва мышцы работают на взрыв - выталкивают спортсмена и вверх, и вперед. Это первый момент, который судьи оценивают в прыжке. Выход со стола отрыва должен быть чистым.
"В момент отрыва спортсмен должен сохранить ту скорость, которая его разогнала до точки отрыва. И ошибки у спортсмена бывают какие: он немного осаживается назад, страхуется, он тормозит скорость и естественно он теряет", - отмечает тренер сборной команды России по прыжкам на лыжах с трамплина Виталий Четвертаков.
Этот момент отрабатывают на земле: раз за разом лыжник выпрыгивает на руки тренера, доводя каждое движение до автоматизма. Без лыж, стоя на твердой земле - это проще, чем на скорости 100 километров в час преодолеть центробежную силу и оторваться от лыжни.
Полет - самый зрелищный и опасный момент прыжка. Спортсмен "ложится" на воздушную подушку, которая проносит его на сотню метров вперед.
"Самое главное - все-таки его тело, которое он наклоняет вперед, вытягивает, что называется, вперед. Так что лыжник - это своеобразный летательный аппарат, живой", - говорит доктор технических наук Владислав Махров.
Потеря координации грозит падением на бешеной скорости. На тренировочном прыжке трехкратный Олимпийский чемпион, австриец Томас Моргенштрен сначала теряет контроль над одной лыжей, она уходит вниз, переносит центр тяжести на другую - но баланса уже нет. Врачи ставят тяжелую черепно-мозговую травму и ушиб легких - и это за месяц до Олимпиады в Сочи. Участие в Играх - под вопросом.
Еще 30 лет назад спортсмены прыгали таким образом: лыжи вместе, параллельно корпусу. Но в 1989 году шведский прыгун Ян Боклев произвел революцию в спорте: развёл лыжи в стороны. Дальность полета увеличилась на 10-20%: лыжи перестали закрывать тело спортсмена - и подъемная сила сразу увеличилась. Так называемым V-стилем, от латинской буквы V по положению лыж, сейчас прыгают во всем мире.
Принцип тот же, что у белки-летяги. Она планирует в воздухе, преодолевая до 60 метров за прыжок. Ее преимущество - форма тела: у парашютистов есть даже костюм под "летягу". Но лыжникам такие парусные костюмы запрещены: ведь здесь и два лишних сантиметра имеют значение. Если ткань неплотно прилегает к телу, спортсмена дисквалифицируют.
Лететь надо ровно: лыжи не болтаются, руки рядом с корпусом - иначе судьи снимут очки. Но самое сложное - красиво приземлится. Если лыжник не сделает положение "телемарк", он потеряет 4 очка.
За секунду до касания земли ноги спортсмена расходятся. Это расстояние и будет финальной точкой прыжка, по которой измеряют его дальность. Многие думают, что для расчёта берут носки или концы лыж - это неправильно. Между стопами спортсмена, по центру, компьютер проводит черту и высчитывает точную длину прыжка - до сантиметра. А судьи оценивают по этапам его технику и складывают оба результата.
Чем мощнее трамплин, тем дальше полет. Комплекс "Русские горки", который построили к Олимпиаде в Сочи, состоит из двух трамплинов - К-95 и К-125. Что значат эти цифры? Гора разгона заканчивается столом отрыва - уклон 11 градусов создает правильную траекторию полета. От него до К-точки и считается проектная мощность трамплина в метрах. К - значит конструкционная - это расчетное место приземления. Которое сильные лыжники с легкостью перелетают, получая за каждый метр дополнительные очки.
Таким образом, в Сочи болельщики увидят полеты за 100 и 130 метров соответственно. И там же, впервые за историю Игр, на Олимпийских трамплинах будут прыгать женщины. Более 10 лет спортсменки со всего мира добивались этого права: сначала женщин допустили к Чемпионату мира, теперь - к Олимпийскому пьедесталу Сочи-2014.
Ну а завтра в "Энциклопедии Зимней Олимпиады" - все самое интересное о бобслее.