40 лет назад завершилась хоккейная суперсерия «СССР — Канада»
Они победили не по счету, но по духу! 40 лет исполняется легендарной суперсерии СССР-Канада. Эти матчи стали крупнейшим событием в истории мирового хоккея. А ведь сначала советскую команду никто не воспринимал в серьез, даже руководство страны разрешило хоккеистам проиграть! Однако им удалось почти невозможное - они развеяли миф о непобедимости канадских профессионалов.
"Мне всегда говорят: "Владислав, а как ты себя чувствуешь на канадском долларе, лежа? Мне ж забивают гол, а я там лежу, на льду", - вспоминает трехкратный олимпийский чемпион по хоккею Владислав Третьяк.
Гол, которым канадцы так гордятся, что отчеканили на монете вместе с портретом королевы. Событие 28 сентября 1972 года. Решающая игра серии. До конца 30 секунд Пол Хендерсон обыгрывает Владислава Третьяка. Шайба в воротах. С минимальным преимуществом Канада выигрывает у СССР матч, а вместе с ним и всю суперсерию.
В 1972 году советские хоккеисты - многократные чемпионы олимпиад и первенств планеты. При этом считались любителями. Профессионалы в мире были только одни - игроки НХЛ. Все международные турниры они игнорировали в полной уверенности - им нет конкурентов на льду.
Они и бросили вызов Москве. Генсек одобрил. Победы любой ценой не требовалось, руководители советской делегации хоккеистам даже проиграть разрешили. Главное - не с унизительным счетом.
"Форма была не совсем современная, майки были шерстяные и полушерстяные. Что это за увальни приехали из России и будут тут с нами играть? Мягкие игрушки какие-то!", - рассказывает двукратный олимпийский чемпион Владимир Петров.
В канадской прессе русских чаще называли медведями на коньках, чем хоккеистами. Заголовки газет: "Если они умеют играть в хоккей, мы умеем делать водку". Был журналист, который свой репортаж закончил словами: "Я съем эту статью, как только русские выиграют хоть какой-то матч". Начало первой игры и, казалось, разгром неизбежен. Канадцы забили уже на 30-й секунде. Почти сразу Владислав Третьяк пропустил и вторую шайбу.
"Ну, проиграем мы канадцам 5 шайб, главное чтоб 10 не было и мы сбросили все напряжение и начали играть в свой советский хоккей, который был ничуть не хуже", - вспоминает двукратный олимпийский чемпион Евгений Зимин.
Евгений Зимин сам это и доказал. Он первым забросил в составе советской команды. Шайба Петрова выровняла счет.
Закончилась первая игра, как и предполагали, разгромом. Вот только 3-7 проиграли канадцы. После сирены на лед полетели бутылки и зонтики. НХЛовцам болельщики припомнили и многомиллионные зарплаты и вечеринки вместо тренировок. Интервью нападающего Фила Эспозито напоминало обращение к нации.
"Люди Канады, мы старались, мы делали что могли, но у русских очень сильная команда", - заявил нападающий сборной Канады Фил Эспозито.
А утром следующего дня в гостиницу к советским хоккеистам пришел самоуверенный журналист. Дик Беддос попросил немного борща, чтобы свою статью съесть.
"Мы ему крошили маленькими кусочками, а Слава Анисин говорит: "Что вы этого капиталиста жалеете?" Взял, скомкал ему всю статью и бросил в тарелку. И он все съел", - вспоминает Владислав Третьяк.
Результаты следующих игр никто уже не решался предсказывать. Болельщики с огромным интересом следили за играми. Во время трансляций улицы пустели по обе стороны океана.
Вторая часть серии проходила в Москве. СССР для канадцев как другая планета. Они в полной уверенности, что повсюду за ними подглядывают и подслушивают, еще и отравят при случае. Так что контейнер с продуктами они привезли с собой. Панический страх перед КГБ.
Фрэнк Маховлич, например, свой номер в "Интуристе" буквально перевернул вверх дном. Искал прослушивающие устройства. Нашел. Ночью на полу под ковром увидел небольшую коробочку. Он ни на секунду не сомневался: это жучок, установленный КГБ. И принялся его откручивать. Остановить нападающего было некому - равно как и объяснить что это не жучок, а всего лишь крепление люстры. Он понял, что сделал что-то не то, лишь когда внизу раздался страшный грохот.
Билеты в Лужники на матчи СССР - Канада не достать. Не то что свободных кресел - на лестницах стоять было негде. Повеселил собравшихся Фил Эспозито. Во время представления он не удержал равновесие и упал. По кадрам трансляции видно: он вышел из положения с честью. Оказывается, телезрителям не все показали.
"Я приподнялся и посмотрел в глаза Брежневу, который с огромными бровями, во весь лоб… Этот момент вырезали, потому что я сначала послал ему воздушный поцелуй, и человек рядом с Брежневым рассмеялся. Брежнев на него так зыркнул, и тот сразу перестал", - вспоминает Фил Эспозито.
В Москве канадцы все-таки склонили чашу весов в свою сторону. Сегодня участники тех событий о протоколах игр не вспоминают. Говорят: победитель в той войне - спорт. А лучшими друзьями стали непримиримые соперники.