Юбилей хоккейной суперсерии СССР-Канада отметят новым поединком на льду
Легендарные хоккеисты, участники знаменитой суперсерии 1972 года СССР-Канада, вновь готовы выйти на лед. Совсем скоро болельщики увидят своих кумиров, которые сегодня делились впечатлениями о событиях сорокалетней давности и говорили о хоккее сегодняшнем.
Газета сорокалетней давности в руках легендарного Якушева – память об одном из самых важных спортивных событий ХХ века – хоккейной суперсерии СССР-Канада. Они сегодня собрались вместе – поседевшие, немного пополневшие, но все такие же великие, как тогда, игроки двух лучших сборных мира – советской и канадской. В преддверии матча ветеранов Сборной СССР против Сборной мира, который состоится 24 февраля и будет приурочен к сорокалетию первой советско-канадской суперсерии, премьер-министр России Владимир Путин встретился с выдающимися игроками прошлого.
"Серия 1972 года, в которой вы все принимали участие, была, безусловно, одним из самых ярких событий мирового хоккея ХХ века; наибольшее количество очков набрали Фил Эспозито и наш легендарный хоккеист Якушев; но дело не в том, сколько кто набрал очков, дело в том, что все вы были такими яркими звездами, которые до сих пор ярко светят на небосклоне не только хоккейном, но и вообще спортивном", - отметил Владимир Путин.
"Должен сказать, что это произвело очень сильное впечатление на миллионы людей в Северной Америке, в Канаде, в США, в Европе, в Советском Союзе, миллионы людей по-другому начали относиться и к спорту, и к хоккею; и, конечно, все эти спортивные соревнования воспринимались через призму царивших тогда международных отношений", - сказал Владимир Путин.
По словам премьер-министра, эти игры, "несмотря на все напряжение того времени, способствовали все-таки установлению более человеческих, нормальных отношений между людьми".
Президент Международной федерации хоккея Рене Фазель вспомнил свои впечатления от суперсерии 1972 года: "Мне было тогда 22 года, и я больше болел за русских, чем за вас, парни, извините, это была моя школа в нашем спорте".
Фил Эспозито – один из самых, пожалуй, знаковых североамериканских хоккеистов 70-х. В суперсерии 1972 года он забросил в ворота советской сборной 7 шайб и стал лучшим снайпером среди канадцев.
"Мы ведь тогда и не думали, что вы так играете, парни! Мы рассчитывали на легкую прогулку, на эдакий матч звезд: вышли, покатались, сыграли; но матчи оказались такими, что лично я ни до, ни после этой серии не участвовал в более напряженных и интересных играх. Я не любил вас, парни, как соперников, вы понимаете, что я имею в виду, но если бы мы были игроками одной команды, вы стали бы моими лучшими партнерами. У меня ведь, кстати, три внука, которые наполовину русские, их отец хоккеист Селиванов, так вот один из них очень хороший игрок, мы скоро его увидим", - поделился воспоминаниями ветеран хоккея.
"Нам это приятно слышать. Должен сказать, что, конечно, в то время все наши болельщики воспринимали наших хоккеистов как национальных героев; я не покривлю душой – вы у нас были не менее популярными, чем наши игроки, я вас до сих пор помню", - поделился воспоминаниями Владимир Путин.
В хоккейной среде ту суперсерию до сих пор сравнивают с полетом в космос Юрия Гагарина. Это был действительно прорыв к новым, неизведанным ранее мирам, когда встречаются две цивилизации. Тогда, правда, это больше было похоже на войну.
Двукратный олимпийский чемпион по хоккею Александр Мальцев вспоминает: "Когда прием был в гостинице, на нас даже никто внимания не обращал, все лица – только канадцев".
Президент Федерации хоккея России, трехкратный олимпийский чемпион по хоккею Владислав Третьяк рассказывает: "До 1972 года считалось, что есть хоккеисты самые сильные только в Канаде, что они обыграют нашу команду с двузначным счетом, что перебьют нашу всю команду, что во втором периоде некому будет выходить".
"За полторы минуты мы провели 0:2, и они, конечно, успокоились, канадцы; они думали, ну, приехали "чайники" играть с нами", - говорит Александр Мальцев.
"Они нас сильно зажали; коробка маленькая; мы привыкли играть на большом стадионе; 2:0 проигрывали, но всегда у нас были такие лидеры, как Харламов, Михайлов, и в трудную минуту мы забили гол, первый период 2:2, а вообще выиграли со счетом 7:3", - добавляет Владислав Третьяк.
Восемь матчей, половина из них – за океаном, половина – в Москве. Три выиграли наши, четыре – канадцы, один завершился вничью. Советские хоккеисты забросили больше шайб. Это лишь сухие строки статистики.
"Сколько будет жить хоккей – еще 100, 200, 300, 500 лет – все будут помнить эти игры", - убежден Владислав Третьяк.
Будут помнить, потому что в них на самом деле не было победителей, кроме одного – Его величества хоккея.