Сегодня — 70-летний юбилей прославленного советского лыжника Вячеслава Веденина
1 октября - юбилей человека, чьё имя золотыми буквами вписано в историю мирового спорта. Вячеславу Веденину. многократному победителю и призёру зимних Игр и чемпионатов мира исполнилось 70 лет. Он первым из советских спортсменов выиграл олимпийское золото в лыжной гонке на 30 километров. Но настоящим "чудом Веденина" уже почти 40 лет называют его подвиг в Саппоро - невероятный финиш в олимпийской эстафете. В тот день рухнуло многолетнее превосходство скандинавов в лыжном спорте.
Победную минуту с той секунды так и будут называть "чудо Веденина". Фотография в рамке - скромное свидетельство подвига. Не подвиг, поправляет олимпиец, просто работа такая - стараться быть первым.
Олимпийский чемпион встал на лыжи вынужденно. Сначала в деревне зимой иначе до школы было не дойти. Потом, в армии, просто ничего, кроме лыж, и не было. Оказавшись в большом спорте, решил доказать, что лучший. Серебро Олимпиады-68 было первой радостью. Серебро чемпионата мира в 70-м - горечью, добытое потом и кровью. Буквально. Веденин выигрывал у соперников почти минуту, и вдруг будто встал. Позже выяснилось, пришлось идти "на руках".
"Рядом сарай стоял, два парня вышли и маханули мне порошком по лыжам. И лыжи встали. Пришел к финишу - палки в крови были", - вспоминает Вячеслав Веденин.
Через два года в Саппоро он возьмет свое золото и завоюет еще одно для команды. На предпоследнем этапе эстафеты советская сборная отставала на минуту. Лидеров-норвежцев уже поздравляли. Даже сам Веденин - так он начал путь к победе.
"Подошел в Харвикену, говорю: поздравляю с золотой медалью", - вспоминает Вячеслав Веденин.
Подлил масла в огонь, точнее, на лыжи. Трижды Веденин делал вид, что натирает их. И вынудил противника занервничать: повторить за собой. Так, считает олимпиец, выиграл первые 20 секунд. На чем можно выехать, Веденин прикидывал до старта. А когда оказался на лыжне, разрыв был в минуту. Чтобы победить, нужно было еще и обогнать хотя бы на мгновения.
"Биатлонист стоял на 4,5 километра. Говорю: "Саня, засеки, сколько я на подъеме отыграю." Он кричит, что 7. Думаю, ну если я на 300 метрах отыграл 7. Потом канадки кричат мне, что 37. Думаю, догоню. А Утробин наш, еще меня не видя, заскандировал: Веденин-Веденин. И тот раз - и оглянулся. А что такое оглянуться? Это две секунды", - рассказывает Вячеслав Веденин.
Когда из-за леса показался лыжник не в норвежской шапке с помпончиком, а в советском белом костюме, стадион замер. Свело мышцы от напряжения, потемнело в глазах. Как он победил, ему расскажут.
"Там два луча было: один - по ботинкам, другой - по палкам. Я помню, как руки выкинул. Дальше ничего не помню", – говорит Вячеслав Веденин.
Удивительно, видеосъемки эстафеты почти не сохранилось. Но даже на двух дошедших кадрах видно, чего стоила победа. На финише первый - под первым номером. Единственную фотографию, которая есть у победителя, передали из стана противника. Подарок норвежского журналиста.
Советские репортеры, болельщики, даже спортсмены с трибун ушли, не дожидаясь финала. Казалось, магазины в последний день загранкомандировки таили в себе больше интриги, чем эстафета. Снимок героя, который тиражировала советская пресса, к эстафете отношения не имел. Это была другая гонка - Веденин под номером 37.
Своя фотография была у китайцев - они выпустили даже марку. У шведов - так они рекламировали ботинки. И у норвежцев - так они пытались поверить в "чудо Веденина", которое с тех пор заставляет весь мир досматривать до конца даже самую безнадежную эстафету.