Экипаж Эдуарда Николаева — победитель грузовой категории международного ралли «Шелковый путь»
Сегодня в Сочи завершилось международное ралли "Шёлковый путь". Автомарафон от Санкт-Петербурга до Черноморского побережья Кавказа называют российским "Дакаром" за сложность трассы и разнообразие природных зон, по которым она проходит.
До финиша удалось добраться не всем. Из-за аварий и технических проблем несколько опытных экипажей сошли с дистанции. Тем неожиданней стала победа дебютанта ралли - молодого российского гонщика на КамАЗе.
Перевалы Главного Кавказского хребта, огромные валуны и промоины. На последних километрах перед финишем горная речка Шахе приветствует гонщиков настоящим фейерверком брызг. Позади символические 2014 километров - в честь будущей белой Олимпиады.
Сенсация ралли - экипаж 26-летнего Эдуарда Николаева празднует свою победу. В гонке грузовиков все призовые места у пилотов "КамАЗ-мастер".
"Шелковый путь" оказался нелегким испытанием для 48 внедорожников и 18 грузовиков. За неделю - три природно-климатических пояса. Гонщикам было, где демонстрировать свое мастерство.
Эдуард Николаев, пилот команды "КамАЗ-Мастер": "Наши болельщики, которые очень хотели побывать и просмотреть весь маршрут, у них это получилось, потому что вся гонка прошла по территории России, именно на нашей земле. И хочу сказать, что места не хуже африканских и дакаровских".
Владимир Путин смог посмотреть на лагерь гонщиков еще из иллюминатора. Его самолет приземлился накануне на аэродроме в Майкопе. Здесь, перед завершающим этапом, остановились на отдых участники ралли "Шелковый путь".
Уже на стоянке машин он признался: знал, что событие масштабное, но не представлял, что настолько грандиозное. Участники соревнований рассказали: кроме боевых, как здесь называют, спортивных автомобилей, в колонне во время гонок идут 200 грузовиков: сопровождения, инженерной и медицинской помощи. Без такой поддержки трассу не преодолеть.
Владимир Путин, премьер-министр: "Такой спорт требует и профессионализма, и мужества. Прохождение таких сложных маршрутов, к сожалению, не обходится без инцидентов. В аварию попал российский экипаж, пострадали и пилот, и штурман. Пожелаем им выздоровления".
Машина российского экипажа во время гонки попала в яму, ее подбросило и автомобиль упал, совершив немыслимый кульбит. Аварию случайно сняли на камеру мобильного телефона журналисты.
Илья Кузнецов, пилот: "Я чувствую, что я более-менее нормально. Штурман не отвечал сначала, видимо, потерял сознание от удара первого еще. Потом пришел в себя, ответил, что он плохо, но ничего".
Сразу после аварии гонщиков доставили в больницу. Экипаж уже выбыл из соревнований, но пилот Илья Кузнецов после обследования решил все-таки доехать до места финиша. Штурман Андрей Нежин сейчас находится в Ставропольском краевом клиническом центре. Несмотря на тяжелую травму, по словам врачей, жизни его ничего не угрожает.
Евгений Витушкин, врач-нейрохирург Ставропольского краевого клинического центра: "На мой взгляд, пациенту еще потребуется стационарное лечение. От результатов этого лечения будет зависеть его дальнейшая карьера автогонщика".
По словам гонщиков, некоторые участки российского ралли были такими же трудными, как на знаменитом автомарафоне "Дакар". Но там, признавались, чтобы увидеть леса, болота, степи, пески и горы нужно, чтобы трасса проходила по территории сразу нескольких государств.
В разговоре с пилотами ралли-рейда, среди которых были неоднократные победители "Дакара", Владимир Путин предложил посоревноваться в России еще и зимой. Правда, будет конкуренция, пошутил он. Наши водители грузовиков из северных регионов по подготовке не сильно отстают от автогонщиков. У них есть, где тренироваться.
Владимир Путин, премьер-министр: "Россия, к сожалению, славится бездорожьем, и это тот редкий случай, когда это является плюсом".
Владимир Путин рассказал участникам ралли, что правительство поддерживает российский автопром. В период кризиса автомобильная отрасль получила 125 миллиардов рублей.
Кроме отечественных марок автомобилей, у нас теперь выпускают машины и почти всех мировых брендов. Поэтому в будущем, возможно, среди участников ралли "Шелковый путь" станет еще больше автомобилей, сделанных в России.
По сравнению с большим "Дакаром", который существует уже несколько десятилетий, традиции "Шелкового пути" всего два года. Но звезды мирового автоспорта, по их словам, уже мечтают о новых гоночных трассах в России.