Он повторил подвиг Александра Матросова, но остался жив. Страницы летописи войны
Программа "Время" продолжает рассказ о малоизвестных эпизодах легендарных сражений Великой Отечественной войны. Зимой 43-го вся страна узнала о подвиге пехотинца Александра Матросова. Но он был не первым, кто ценой своей жизни заслонил товарищей на поле боя от немецких пулеметов.
Сергей Гапонов продолжит.
Вот здесь, у деревни Чернушки Псковской области в конце февраля 43-го года рядовой 254 стрелкового полка закрыл своим телом немецкую пулеметную амбразуру. О подвиге солдата в тот же день написал военный корреспондент, оказавшийся в части. Так всей стране стало известно имя Александра Матросова. Журналист не знал тогда, конечно, что Матросов - сороковой, кто за полтора года войны совершил такой подвиг...
Первым стал политрук Александр Панкратов. В августе 41-го немцы рвались к Новгороду. У советских частей был приказ Новгород не сдавать, и они время от времени переходили в контратаку. Одним из рубежей немецкой обороны стал Кириллов монастырь. Его и атаковала рота Панкратова.
Лия Костромина, историк: "Немцы засели в этом монастыре, и как только рота поднималась, они открывали огонь..."
Лия Костромина много лет проработала в школе, где когда-то, до войны, учился Саша Панкратов. Все эти годы учительница истории собирала материалы и свидетельства о человеке, которого никогда не знала. Приходилось ей встречаться и с Еленой Коробовой. Сейчас Елене Константиновне почти 92.
Елена Коробова, одноклассница А. Панкратова: "Сидели мы на одной парте. Списывала я у него. Умный, многознающий..."
Лия Костромина: "Гранату он туда метнул, взорвалось, и только рота поднялась - опять начали строчить".
Елена Коробова: "Смирный парнишка был, я его могла еще и набить..."
Лия Костромина: "И тогда он решил ценой своей жизни. Закрыл амбразуру - и пулемет захлебнулся..."
Александру Панкратову посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. За такой же подвиг, совершенный, правда, уже летом 44-го в бою под городом Коломыя на Западной Украине, звание Героя присвоили и Владимиру Майборскому. И тоже посмертно. А он остался жив...
Артем Лукин, ветеран войны: "Под Коломыей 3 дня боя походили на Сталинград. В Сталинграде нельзя было наверху посчитать самолеты..."
Владимир Киричук, друг В. Майборского: "Было минное поле. Командир вызвал к себе и сказал: Владимир Петрович, нужно освободить минное поле. Будем наступать".
Борис Комский, ветеран войны: "Пулеметчик опередил его. Перенес огонь на него и перебил обе ноги..."
Артем Лукин, ветеран войны: "Шум, гам, а наступать надо, Вперед, вперед, вперед..."
Борис Комский, ветеран войны: "И так он рассказывал: я сознание потерял на одну секунду... А потом думаю: если я истеку кровью, то что я сделаю? И с перебитыми ногами пополз дальше".
Владимир Киричук, друг В. Майборского: "Он с гранатой пополз туда и еще бросил туда гранату..."
Борис Комский, ветеран войны: "Прижал ствол пулемета одной рукой книзу, а правой сунул, не бросил, а сунул гранату. Дальше он ничего не знает, что было..."
А дальше, как бывало на фронте, ему, прошитому пулями, военные врачи спасли жизнь. Майборский вернулся в родные Зиньки, где прожил еще сорок с лишним лет. В своем селе после войны и узнал солдат, что стал Героем Советского Союза. Теперь в его избе - школа. Эти дети - лучшая награда павшим и тем, кто выжил...