В Волгоградской области открыт памятник погибшим в Афганистане воинам
На церемонии собрались ветераны боевых действий, родственники тех, кто тогда не вернулся домой. Про интернациональный долг в 80 годы в СССР знали все. 14 с половиной тысяч солдат и офицеров погибли при его исполнении в братском тогда Афганистане.
Последнее подразделение советских войск покинуло эту страну 15 февраля 1989 года. Спустя 20 лет трое ветеранов решили вновь побывать в тех местах, о которых они помнят все эти годы.
Репортаж Антона Степаненко.
Леонид Хабаров, Евгений Тетерин и Виктор Бабенко вернулись в Афганистан, где воевали в 80 годах. Кабул, перевал Саланг, печально знаменитая Чарикарская зеленка под Кабулом.
Со съемочной группой Первого канала они побывают везде, где воевали, где теряли друзей и здоровье, встретятся с теми, кто в них стрелял. Но сначала Панджшерское ущелье.
За всю войну ущелье пытались взять несколько раз. Здесь была неприступная база полевого командира Ахмад Шаха Масуда. Весной 80 года штурмовому батальону Леонида Хабарова удалось пройти ущелье насквозь до последнего кишлака Кутал-Ховок.
Леонид Хабаров, ветеран 56 десантно-штурмовой бригады: "Прижали капитально. Не выйдешь из-за валуна, хороший плотный огонек был, но пробились".
Он помнит, как двигался под огнем перебежками или за танком. А сейчас непривычно быстро едет на машине, не успевает узнавать места, поэтому и спрашивает, это Бозорак? А это Паси Шахи Мардан? Афганцы удивляются, откуда этот "шурави", так здесь зовут русских, знает названия кишлаков, а Хабаров помнит каждую мелочь: где взорвали мост, а где были позиции душманов. Помнит, как в бою за кишлак Бозорак погиб первый солдат - сержант Мовчан. Капитан Хабаров в тот рейд его брать не хотел, но сержант упросил.
Леонид Хабаров, ветеран 56 десантно-штурмовой бригады: "Накануне подходит и говорит: "Товарищ капитан, не возьмете – застрелюсь". Ну взял. В этом бою погиб у моста, снайпер четко в сердце положил".
В ущелье Панджшер Хабаров вошел капитаном, а уходил уже майором, за удачный рейд. Правда, новые погоны он надел уже после госпиталя, лечил ранение. Но у моста, где погиб его сержант, Хабаров вспоминает свою горечь от потерь и растерянность после той операции.
ТИТР: Ветеран 56-ой десантно-штурмовой бригады Леонид Хабаров (служба в Афганистане 1979-1980, 1984-1985)
Леонид Хабаров, ветеран 56 десантно-штурмовой бригады: "В последнем кишлаке вышли к нам со красными знаменами, встретили: "Шурави, оставайся". А по тревоге нас обратно. Какой смысл было заходить сюда?"
Вдоль дороги по всему ущелью стоит подбитая, оставленная техника, как памятник тем, кто здесь воевал 20 лет назад.
Виктор Бабенко, ветеран 22 бригады спецназначения: "Печально смотреть на это кладбище боевой техники, на которой мы выполняли боевые задачи. Смотришь со слезами на глазах".
Спустя 20 лет после вывода советской армии, шурави снова в Афганистане. Теперь восстанавливают то, что Москва строила здесь до и во время войны.
Станция Наглу дает свет всему Кабулу. Специалистов из России охраняют бойцы известного в Афганистане командира Исмаил Хана, который раньше против советских воевал, а теперь стал министром энергетики. Никто из европейцев, чьи войска теперь стоят в этой стране, не согласился ремонтировать ГЭС.
Войска из США и Европы здесь 8 год, и чем дольше находятся, тем заметнее для афганцев разница со временами советского присутствия. Москва успевала не только воевать, но и строить. И все, что сейчас работает в этой стране, было построено во время той войны.
Съeмочная группа Первого канала провела неделю в Афганистане вместе с ветеранами той войны. Специальный репортаж Антона Степаненко смотрите 15 февраля в программе "Воскресное Время".