МАК огласил предварительные результаты расшифровки бортовых самописцев «Боинга» компании FlyDubai
Что произошло за секунды до падения "Боинга" FlyDubai 19-го марта? Результаты предварительного анализа чёрных ящиков опубликовал Межгосударственный авиационный комитет.
Окончательные выводы делать пока рано, но то, что известно, указывает на человеческий фактор. Эксперты говорят: пилоты были опытными, но, возможно, устали, возможно, не учли особенностей бортовой электроники.
В официальном сообщении Межгосударственного авиационного комитета подчеркивается: анализ предварительный, расследование продолжается, обстоятельства уточняются. Но в то же время полученные данные позволяют уже сегодня достоверно восстановить картину случившегося в небе над Ростовом. Сухим языком цифр и профессиональных терминов специалисты описывают причины, из-за которых произошла катастрофа.
"На высоте 900 метров одновременно с отдачей экипажем штурвала "от себя" стабилизатор самолёта был отклонён на пять градусов на пикирование, вследствие чего самолёт перешёл в энергичное снижение с реализацией вертикальной перегрузки до -1 ед. Последующие действия экипажа не позволили предотвратить столкновения самолёта с землёй. Столкновение произошло на скорости более 600 км/ч с углом тангажа на пикирование более 50 градусов" - говорится в официальном сообщении на сайте МАК.
Предварительные итоги расследования исчерпывающе объясняют, что произошло с самолётом. Однако не менее важный вопрос: почему возникла столь катастрофическая ситуация? Из того, что достоверно известно на данный момент, складывается следующая картина последней минуты полёта рейса 981.
Примерно за четыре километра до взлётно-посадочной полосы командир экипажа сообщил диспетчерам, что из-за погодных условий — шквалистый ветер — садиться не будет. Сразу после этих слов самолёт начинает довольно резко, под углом примерно 15 градусов набирать высоту. Через несколько секунд поднимается до 900 метров. В это время двигатели работают на максимальной мощности, но лайнер всё равно теряет скорость и может упасть. Командир экипажа решает перейти на ручное управление и замедлить набор высоты, переведя стабилизатор в режим снижения. Однако и автоматика "Боинга" уже подстраховала лётчиков и сделала то же самое. В итоге вместо выравнивания самолёта начинается резкое пикерование.
"В этот момент идут у них крики там: тяни. Но стабилизатор плюс пять на пикирование, значит самолет с опусканием носа идет вниз. Нужно было в этот момент переложить стабилизатор на кабрирование. Они этого не сделали. По какой причине? Они не понимали, что самолет боролся за их жизнь раньше, чем они приняли это решение. То есть в ручном режиме они пилотировали, не хватило просто выучки. Чистая ошибка экипажа", - отметил заслуженный пилот РФ Юрий Сытник.
Командир продолжает держать штурвал "от себя", но в то же время второй пилот, судя по всему, тянет свой штурвал "на себя", пытаясь заставить самолёта подняться вверх. Рули высоты оказываются в противоположной от стабилизатора плоскости, но выправить ситуацию не могут. Экипаж заметил ошибку слишком поздно.
"Действия были хаотичные - так в воздухе не действуют. Командир делает одно, второй пилот делает другое, командир тянет штурвал на себя, второй пилот - от себя, кто-то из них стабилизатор перекладывает на пикирование, кто-то элеронами, то есть рулем высоты, наоборот, пытается вывести из пикирования", - говорит председатель Комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
И командир, и второй пилот считались опытными специалистами. У каждого по несколько тысяч часов налёта. Они обязаны были знать, как действовать в подобной ситуации. Её обязательно отрабатывают во время подготовки на лётных тренажёрах. Но экипаж слишком поздно заметил катастрофическую ошибку. Не исключено, что по причине пониженной концентрации внимания, возможно, из-за усталости. Именно такое предположение, кстати, и озвучивал на условиях анонимности журналистам телеканала Russia Today сразу после катастрофы бывший пилот авиакомпании FlyDubai.
"Еще в бытность сотрудником этой авиакомпании я предупреждал руководство, что усталость пилотов рано или поздно станет причиной авиакатастрофы. Компания FlyDubai при составлении рабочих графиков пилотов и расписаний рейсов не учитывает суточные биоритмы человека и не дает пилотам как следует отдохнуть между рейсами. И в данном случае оба пилота наверняка находились в соответствующем состоянии. Эти пилоты считались "молодыми", поэтому их назначали на неудобные рейсы – долгие и ночные. Скорее всего, пилоты были очень уставшими, вымотанными", - говорил он.
В то же время специалисты обращают внимание и на конструктивную особенность "Боинга", где автоматика может сама управлять стабилизатором. В тех же "эйрбасах" или российских самолётах без команды лётчика стабилизатор не может поменять своё положение.
Что характерно: точно такая же ошибка экипажа, что и в Ростове, два с половиной года назад привела к катастрофе "Боинга" 737-й серии и в Казани. По этой причине Росавиация уже направила в авиакомпании письмо с требованием провести переподготовку пилотов и дополнительные тренировки.