Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
5 апреля 2016, 09:13

Пилотажная группа «Русские витязи» сегодня отмечает 25 лет со дня образования

Мастерство лётчиков, филигранно управляющих многотонными истребителями, поражает зрителей авиа-шоу по всему миру. За исполнением сложнейших элементов в небе - смотрят, затаив дыхание.

Умилительная на первый взгляд картина - трое взрослых мужчин кружат с деревянными самолетиками в руках - на самом деле один из важнейших этапов подготовки летчиков. Так на земле "Русские витязи" отрабатывают фигуры пилотажа, которые затем повторят в небе. Каждый шаг, как десятки километров. Вот уж точно, высокий полет фантазии.

"В этот момент у летчика создается образ полета, что он будет через 2 часа выполнять в воздухе. Это необходимо, чтобы представлять в какой момент времени, где в пространстве находится самолет ведущего, а в какой самолет-цель. Потому что в процессе выполнения маневров происходит потеря зрительного контакта с самолетом ведущего", - говорит командир авиационной группы высшего пилотажа "Русские Витязи" Сергей Щеглов.

Только после того, как руки летчика запомнили последовательность из пилотажных "бочек", "мертвых петель" и "штопоров", он садится за штурвал. На взлетную полосу аэродрома в Кубинке Су-27 "Русских витязей" отправляется с фирменным покачиванием носом, словно в знак приветствия. Уже четверть века именно с этого "жеста вежливости" начинаются чудеса пилотирования в небе по всему миру.

Уникальный небесный бриллиант - подарок зрителям на самых важных и ярких праздниках. Вот, в день 70-летия Победы ромб из пилотажных групп "Русские витязи" и "Стрижи" пролетает над Красной площадью. Уже над Севастополем все тем же строем самолеты закладывают петлю. При этом 30-тонные машины на скорости в сотни километров в час друг от друга находятся буквально на расстоянии вытянутой руки. И такой уровень пилотирования - официальный рекорд в истории мировой авиации. Но разве это оценка для "Витязей"? Ведь им словно и не писаны законы гравитации.

В небе они как будто даже и не летают - танцуют. То замирают на миг, то закружатся в стремительном снижении. На борту истребителей этих художников от авиации вместо звездочек по числу сбитых противников - флаги стран, которые они покорили своими выступлениями. Свой суровый нрав "Русские Витязи" показывают только во время учений. С полным боезапасом самолеты с авиашоу - это уже грозное оружие.

Исполнение фигур высшего пилотажа хоть и зрелищная, но не основная часть работы "Русских витязей". Ведь прежде всего они - боевые пилоты. Сейчас Су-27 отправляется на полигон "Ладога", чтобы там ракетами класса воздух-воздух поразить учебную мишень.

"Процесс скоротечен, буквально несколько минут. Цель необходимо обнаружить, опознать, произвести захват. И после этого на разрешенной дальности произвести пуск", - отмечает ведущий авиационной группы высшего пилотажа "Русские Витязи" Андрей Алексеев.

Манёвры с оружием для пилотов - ответственная, но далеко не самая опасная часть службы. Потери группа понесла именно в мирном небе, после показательных выступлений. В 1995 году погибли четверо летчиков. Возвращаясь домой с авиашоу в Малайзии, самолеты при плохой видимости врезались в скалу. В 2009 на генеральной репетиции к авиасалону МАКС столкнулись 2 истребителя. "Витязи" потеряли командира Игоря Ткаченко.

Но несмотря на высокий риск для пилотов, не становится меньше тех, кто чувствуют призвание быть "Русским витязем". Правда, чтобы пройти строгий отбор в команду, одного мастерства исполнения виражей недостаточно. Конкурс такой, что многое решает случай.

"За всю историю "Русских Витязей" людей, которые летали в пилотажном строю, было всего 30 человек. Сложно говорить о конкурсе, это просто удача", - говорит командир авиационной группы высшего пилотажа "Русские Витязи" Сергей Щеглов.

Впрочем, и опытным "Витязям" перед юбилеем снова приходится заняться самообучением. Сейчас группа готовится пересесть с проверенных 27-х на их эволюционное продолжение Су-30 СМ. Летчики уже в предвкушении: этот самолет с отклоняемым вектором тяги позволит придумать и исполнить новые замысловатые фигуры в небе. Сделав еще тоньше грань между высшим пилотажем и возможностями техники.

Читайте также: