Пилотажная группа «Русские витязи» сегодня отмечает 25 лет со дня образования
Мастерство лётчиков, филигранно управляющих многотонными истребителями, поражает зрителей авиа-шоу по всему миру. За исполнением сложнейших элементов в небе - смотрят, затаив дыхание.
Умилительная на первый взгляд картина - трое взрослых мужчин кружат с деревянными самолетиками в руках - на самом деле один из важнейших этапов подготовки летчиков. Так на земле "Русские витязи" отрабатывают фигуры пилотажа, которые затем повторят в небе. Каждый шаг, как десятки километров. Вот уж точно, высокий полет фантазии.
"В этот момент у летчика создается образ полета, что он будет через 2 часа выполнять в воздухе. Это необходимо, чтобы представлять в какой момент времени, где в пространстве находится самолет ведущего, а в какой самолет-цель. Потому что в процессе выполнения маневров происходит потеря зрительного контакта с самолетом ведущего", - говорит командир авиационной группы высшего пилотажа "Русские Витязи" Сергей Щеглов.
Только после того, как руки летчика запомнили последовательность из пилотажных "бочек", "мертвых петель" и "штопоров", он садится за штурвал. На взлетную полосу аэродрома в Кубинке Су-27 "Русских витязей" отправляется с фирменным покачиванием носом, словно в знак приветствия. Уже четверть века именно с этого "жеста вежливости" начинаются чудеса пилотирования в небе по всему миру.
Уникальный небесный бриллиант - подарок зрителям на самых важных и ярких праздниках. Вот, в день 70-летия Победы ромб из пилотажных групп "Русские витязи" и "Стрижи" пролетает над Красной площадью. Уже над Севастополем все тем же строем самолеты закладывают петлю. При этом 30-тонные машины на скорости в сотни километров в час друг от друга находятся буквально на расстоянии вытянутой руки. И такой уровень пилотирования - официальный рекорд в истории мировой авиации. Но разве это оценка для "Витязей"? Ведь им словно и не писаны законы гравитации.
В небе они как будто даже и не летают - танцуют. То замирают на миг, то закружатся в стремительном снижении. На борту истребителей этих художников от авиации вместо звездочек по числу сбитых противников - флаги стран, которые они покорили своими выступлениями. Свой суровый нрав "Русские Витязи" показывают только во время учений. С полным боезапасом самолеты с авиашоу - это уже грозное оружие.
Исполнение фигур высшего пилотажа хоть и зрелищная, но не основная часть работы "Русских витязей". Ведь прежде всего они - боевые пилоты. Сейчас Су-27 отправляется на полигон "Ладога", чтобы там ракетами класса воздух-воздух поразить учебную мишень.
"Процесс скоротечен, буквально несколько минут. Цель необходимо обнаружить, опознать, произвести захват. И после этого на разрешенной дальности произвести пуск", - отмечает ведущий авиационной группы высшего пилотажа "Русские Витязи" Андрей Алексеев.
Манёвры с оружием для пилотов - ответственная, но далеко не самая опасная часть службы. Потери группа понесла именно в мирном небе, после показательных выступлений. В 1995 году погибли четверо летчиков. Возвращаясь домой с авиашоу в Малайзии, самолеты при плохой видимости врезались в скалу. В 2009 на генеральной репетиции к авиасалону МАКС столкнулись 2 истребителя. "Витязи" потеряли командира Игоря Ткаченко.
Но несмотря на высокий риск для пилотов, не становится меньше тех, кто чувствуют призвание быть "Русским витязем". Правда, чтобы пройти строгий отбор в команду, одного мастерства исполнения виражей недостаточно. Конкурс такой, что многое решает случай.
"За всю историю "Русских Витязей" людей, которые летали в пилотажном строю, было всего 30 человек. Сложно говорить о конкурсе, это просто удача", - говорит командир авиационной группы высшего пилотажа "Русские Витязи" Сергей Щеглов.
Впрочем, и опытным "Витязям" перед юбилеем снова приходится заняться самообучением. Сейчас группа готовится пересесть с проверенных 27-х на их эволюционное продолжение Су-30 СМ. Летчики уже в предвкушении: этот самолет с отклоняемым вектором тяги позволит придумать и исполнить новые замысловатые фигуры в небе. Сделав еще тоньше грань между высшим пилотажем и возможностями техники.