Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
3 апреля 2016, 22:20

Халатность дорожников — одна из основный причин смертности в ДТП

Тема разговоров номер один практически во всех российских регионах - как дальше ехать. Ведь снег сошел - ямы остались. И то, что называется зимним асфальтом - то есть накатанная ледяная колея, уже не спасает от бездорожья. И из-за плохого качества дорог, по официальной статистике, только за прошедший год в ДТП пострадали 63 тысячи человек, более четырех тысяч погибли. Причина каждой четвертой аварии - халатность дорожных служб - ямы, канавы, разбитые фонари и затертая разметка. По той же статистике, 70% трасс нуждаются в срочном ремонте.

Воронежские дороги ругает лишь тот, кто не ездил в Саратове. Сложно представить, но бывает еще хуже. Омск превратился в сибирскую Венецию.

Омские дороги в этом сезоне удивляют даже сотрудников ДПС. Те, кто успешно форсируют проспекты, ставшие каналами, застревают на суше, где вместе со снегом растаял асфальт. Спокойны лишь водители автобусов: утонуть - не утонут, а если провалятся, подтолкнут пассажиры. Таксисты от отчаяния объявляют голодовку. А простые водители записываются в очередь на ремонт.

У Степана прямо в центре города внезапно сработали подушки безопасности. Он не в аварию попал, просто дорога ушла из-под колес.

И при этом показательна реакция чиновников. Признают: дороги плохие. Но все претензии — к погоде.

"В течение зимы было два таких теплых как бы циклона, когда в Омске в декабре-январе появлялись плюсовые температуры в течение двух дней. И началось большое снеготаяние, которое ушло под асфальт", - поясняет первый заместитель мэра Омска, директор департамента городского хозяйства Сергей Фролов.

Дорога превратилась в русло реки. В Екатеринбурге многие легковушки теперь тоже - амфибии поневоле. По улице Проезжей с ветерком не проедешь. Подлатали в прошлом году, сейчас - яма на яме. Будут ли ремонтировать Промышленный проезд — неизвестно. Городские власти говорят прямо: денег нет.

"Получая 5% из дорожного фонда на ремонт, мы не можем обеспечить потребность Екатеринбурга в качественных дорогах", - отмечает заместитель главы администрации Екатеринбурга по транспорту, благоустройству и экологии Евгений Липович.

И ведь не сказать, что финансирования нет совсем. 600 миллионов рублей Екатеринбург освоит на ремонте дорог в этом году. Примерно столько же город потратил в прошлом. Лучше не стало. И такая картина, в целом по всей стране.

"Глобальные транспортные проблемы стран мира делятся на две категории: это либо освоение территории, или же это поддержание инфраструктуры, которая накоплена предыдущими поколениями. Вот, скажем, в Европе это вторая проблема. В Китае — первая. А у нас обе одновременно", - поясняет директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Константин Трофименко.

Дороги постоянно латают, а они — все хуже. Кажется, технология ремонта, многим дорожникам нужна лишь для того, чтобы ее грубо нарушать. Ведь чтобы заделать простую яму, ее надо сначала как следует осушить, потом аккуратно выровнять отбойным молотком до прямоугольной формы, потом обязательно разогреть и обработать битумной эмульсией, и лишь после этого залить асфальтом и уплотнить спецтехникой. Но, конечно, легче просто заткнуть дыру в полотне кирпичами или чем-нибудь покрупнее. 

"Туда бросают и покрышки, и строительный мусор, и лопаты, и мешки бумажные с цементом. Желание сэкономить на материалах, качестве материалов, количестве этих материалов при дорожном строительстве, очень велико. Почему — потому что этого практически никто и не заметит", - считает автомобильный журналист Константин Шляхтинский.

А если и заметят, то отвечать все равно некому. Чиновники приходят и уходят, а бесконечный ремонт ради ремонта выполняют зачастую одни и те же безымянные компании. Чтобы найти концы, приходится проводить целое расследование. 

"Отвечать должны не только чиновники, но и те, кто строил, те, кто делал дорогу. Информацию об этих людях мы не можем получить зачастую. Мы не имеем возможности написать им жалобу: ребят, вы построили некачественно. Должна быть персональная ответственность. Ни организация, ни просто абстрактный чиновник. Конкретная фамилия конкретного человека: вот этот человек построил, вот этот человек принял", - считает директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков.

Размазали тонким слоем по всей улице. Подрядчик отчитался, заказчик доволен. По документам — все хорошо, на деле — бюджетные деньги ушли на ветер. 

"В Псковской области региональный дорожный фонд составляет порядка 3,5 млрд рублей. Эффективность расходования средств проверить очень сложно", - признается лидер общественного движения "Убитые дороги", депутат Государственной думы Александр Васильев.

Вечная проблема оборачивается большой бедой. Количество погибших в ДТП — 350 тысяч человек за десять лет. Это почти в два раза больше населения Пскова.

По статистике, около 40% ДТП в России происходят из-за некачественного дорожного покрытия. Попросту говоря, из-за ям на дорогах. Причем иногда водители сознательно вынуждены идти на риск. Например, чтобы объехать ямы, машины выезжают прямо на встречную полосу".

Челябинские дороги настолько суровы, что ремонтировать их приходится за свой счет. В поселке Новосинеглазово жители сами собирали деньги на новую грунтовку. Отчаялись ждать. Теперь и чистят ее так же — за свой счет.

В селе Онот с ужасом ждут тепла. Когда зимник растает, тысяча человек останется без связи с большой землей. По этой дороге смогут проехать разве что КамАЗы. Грунт здесь размывает каждый год, и новый насыпают только после жестких ультиматумов, которые жители вынуждены предъявлять местной власти.

"Сейчас у детей в школе снова начнутся экзамены. Снова начнут сдавать ЕГЭ. Я в прошлом году, я честно признаюсь, я просто этим шантажировала. Говорила: либо вы грейдеруете дорогу, либо я сейчас подниму всех-всех-всех, дети не поедут сдавать экзамены", - рассказывает Ольга Шаповалова.

В Саратове, где дороги давно стали печальным символом города, двухметровые ямы автомобилисты украшают воздушными шарами. Как сигнал: водителям — "объезжайте", дорожникам - "ремонтируйте". На улице — словно черная дыра. Все, что может угодить в яму, обязательно в нее попадет. И после этого уже точно никуда не поедет и не полетит.

Читайте также: