Аэропорт Ростова-на-Дону стал местом стихийного мемориала. Люди несут цветы и игрушки
Семьям погибших на борту "Боинга" выплатят компенсации из федерального бюджета, из регионального, страховые от авиакомпании. Но сейчас о получении этих денег они вряд ли думают - люди, которые два часа с замиранием сердца ждали своих близких, молились и плакали. Люди, среди ночи с цветами приехавшие встретить любимых, возвращающихся с жаркого курорта. Теперь эти цветы - безмолвный мемориал на плитах у здания аэропорта. Красные капли на серых плитах.
Специалисты сегодня начинают процедуру опознания тел погибших, и это может занять до двух недель.
Большинство погибших пассажиров были из Ростовской области. И в городе на Дону трагедия чувствуется даже во взглядах прохожих. Если местному жителю присмотреться к списку, окажется, что там обязательно кто-то если не родственник, то друг, сосед или знакомый.
Игорь Пакус всю жизнь работал хирургом. Последние 12 лет возглавлял областную больницу и был известным человеком. Он преподавал студентам, писал романы о жизни врачей. В Интернете осталась запись его поздравления по случаю Дня Победы.
Главврач вместе с женой возвращались домой из отпуска. Да и почти все пассажиры рейса "Флай Дубай" были туристами. Их аккаунты в соцсетях еще пару дней назад обновились счастливыми снимками: море, пляж и солнце. Последняя фотография погибшей Дарьи Копосовой - красивая, совсем юная девушка. Олеся Караванцева - артистка краснодарской филармонии, 26 лет. Сложно найти более жизнерадостный и веселый инстаграм, чем у Олеси.
Известно, что одна пассажирка проспала вылет и опоздала на самолет. Еще один россиянин потерял паспорт, и в отпуск жена уехала одна. Теперь она погибла. На борту самолета было еще и четверо детей. Всего 62 человека: 44 гражданина России, 8 граждан Украины, два человека с гражданством Индии и один Узбекистана. Экипаж - все иностранцы. Никто не выжил, не было ни малейшего шанса. Даже самолет разбился на мелкие части.
Пока на взлетной полосе еще работают эксперты, авиасообщение закрыто, в Ростов-на-Дону поездом добрались лучшие психологи МЧС России. Лариса Пыжьянова руководит группой экстренной психологической помощи.
"Первый этап — это шок, потому что все, что происходит при чрезвычайной ситуации, выходит за рамки нормальной человеческой жизни. Бывает, когда реакция оглушенности сменяется острой реакцией, агрессивной, истерической реакцией. Тут нужна наша помощь сразу и быстро", - отмечает начальник отдела Центра экстренной психологической помощи МЧС Лариса Пыжьянова.
Родственников жертв катастрофы все эти дни сопровождают специалисты. В Москве психологи дежурят на горячей линии. Причем здесь как сотрудники МЧС, так и волонтеры психфака МГУ. Кому-то только что стало легче, близкий человек оказался лишь однофамильцем погибшего. Но даже если данные совпадают, многие родственники отказываются верить фактам.
Счастливые лица на свежих фотографиях и картинка обломков самолета — это никак не укладывается в голове. Некоторые даже на опознании продолжают отрицать гибель близкого человека.
Лариса Пыжьянова не первый раз помогает родственникам погибших в катастрофе. Универсальных советов дать невозможно. И переживают горе все по-разному. Однако тяжелейшее испытание из возможных — потерять ребенка.
"Для матери, потерявшей ребенка рушится мир, и все, что мы можем сделать, это связать мир до и мир после воедино. То, ради чего жить дальше, оно может стать тем, о чем мечтал погибший их взрослый ребенок и не успел осуществить. Но что в силах осуществить они", - поясняет Лариса Пыжьянова.
Психологи МЧС душевно сближаются с пострадавшими, но после никогда не поддерживают контактов с теми, кому помогали. Потому что даже спустя годы встреча со свидетелем самых трудных дней станет испытанием, напоминанием о страшном. А людям нужно жить дальше и хранить в памяти теплые воспоминания о погибшем человеке.
"Процесс переживания утраты не случается быстро. Это всегда долгая и достаточно трудная личностная работа. Переживание утраты является такой психологической платой за ту близость отношений, за ту любовь, которую мы испытывали друг к другу при жизни. И, конечно, в этом случае, чем ближе были отношения, чем дороже был для нас человек, тем сложнее и больнее переживать нам его уход", - объясняет Юлия Шойгу.
Двери аэропорта Ростова-на-Дону стали местом стихийного мемориала. И люди, которые несут сюда цветы, таким образом тоже переживают боль и страх. Сегодняшний день в Ростовской области объявлен траурным. Но и в других регионах России люди по-своему выражают солидарность. Вчерашняя экологическая акция "Час Земли" в Москве прошла без части праздничного сценария.
А в Санкт-Петербурге призыв экологов выключить электричество на час перерос в акцию памяти со свечами на набережной Невы. Эта акция солидарности неслучайна. Ведь жители Санкт-Петербурга сами полгода назад переживали трагедию авиакатастрофы рейса Шарм-эль-Шейх — Пулково.