Оценить действия экипажа разбившегося в Ростове-на-Дону самолета ещё только предстоит специалистам
Именно на командира международные правила возлагают и окончательные решения, и ответственность за них. О том, что вопрос о недостатках в работе диспетчеров не рассматривается, заявил глава Росавиации Александр Нерадько.
С земли на борт "Боинга" поступали ростовские метеосводки. Изучив их, действующие авиаторы в один голос говорят, что садиться в таких условиях - невероятный риск.
Когда самолёт, летящий из Дубая, снижался, был сильный ветер, мокрый снег сменялся ливнем. Плюс низкая облачность, плохая видимость. Погода испортилась накануне - порывы ветра порой были такие, что деревья устоять не могли.
"Вечером поступило СМС на телефон о штормовом предупреждении в ночь с 18-го на 19-е. Я позвонил напарнику и предупредил, чтобы были аккуратнее и смотрели, потому что могут деревья упасть или флагштоки", - рассказывает мужчина.
"Был сильный боковой ветер – западный, северо-западный, до 20 м/с, порывы до 25 м/с. А если на высоте, то и сильнее. Я имею в виду, если брать высоты – 1000 м, то есть при заходе на посадку, при глиссаде. Плюс была слабая турбулентность до умеренной на маршруте в районе подлета", - сообщил начальник ситуационного центра Росгидромета Юрий Варакин.
Боковой ветер - для каждого самолёта здесь свои критические значения. Для "Боинга-737" - это 17 метров в секунду. Если больше, то посадка запрещена - лайнер может просто снести с траектории.
"Он первый раз зашёл — не получилось у него по каким-то условиям, по метеусловиям. То ли сдвиг ветра, то ли что-то ещё. Он принял решение уйти на второй круг — это грамотное решение, всё в порядке. А дальше надо было не ждать, а идти на запасной аэродром в Краснодар или же в Минводы", - говорит заслуженный летчик-испытатель Виктор Заболотский.
Командир "Боинга" летел в Ростов впервые. Но в авиакомпании FlyDubai утверждают, что пилоты опытные, подготовлены были хорошо. И их решению не улетать на другой аэродром у них есть объяснение.
"Наши самолеты летают в любых условиях. То, что самолет не приземлился сразу, могло быть вызвано плохой погодой, поэтому он ждал благоприятного момента", - сказал исполнительный директор авиакомпании FlyDubai Гейт аль-Гейт.
Ошибка пилотирования в неблагоприятных метеоусловиях - одна из основных официальных версий трагедии. Ждать благоприятного момента в данной ситуации, говорят эксперты, - это был огромный риск. Погода слишком переменчива, самолёт снижается быстро - практически идеальные условия для того, чтобы он попал в сдвиг ветра. Когда скорость воздушных потоков то резко повышается, то внезапно снижается, меняя ещё и направление. И всё это - на коротких дистанциях. Скорректировать курс воздушного судна в такой ситуации неимоверно трудно.
"Сдвиг ветра, так называемый wind share — очень опасное явление, когда ветер имеет сильные и порывистые значения. Происходит падение подъемной силы крыла и самолёт теряет траекторию полёта и переходит в крутое снижение и столкновение с землёй", - говорит заслуженный пилот России Сергей Кругликов.
"Сдвиг ветра бывает разный: слабый, умеренный и сильный. Непредсказуемое явление природное, то есть может, как в воронку, засосать самолет резко вниз. При попадании необходимо все силы бросить на то, чтобы выйти из сдвига ветра", - говорит летчик первого класса Андрей Литвинов.
В прошедшую ночь в небе над Ростовом наблюдалось и такое редкое природное явление, как струйное течение. На высоте 629 метров и выше образовывались узкие воздушные потоки, скорость ветра в которых была больше 30 метров в секунду. И тут всё зависело от того, попал самолёт чётко в струю - тогда его скорость либо резко снизилась, либо увеличилась. В противном случае струйное течение тоже было способно сбить лайнер с курса.
"Струйное течение - это, скажем так, от слова "струя"; как по шлангу льется вода, так же только поток воздуха. Струйные течения в основном бывают на большой высоте, то есть в приземном слое они бывают довольно-таки редко", - говорит летчик первого класса Андрей Литвинов.
Ситуация осложнялась ещё и тем, что самолёт летел полупустой. Если бы он был тяжелее, возможно, шансов вырулить было бы больше.
Не исключается и версия технической неисправности. К расследованию катастрофы присоединятся эксперты из Объединённых Арабских Эмиратов, а также из США, где был произведён самолёт, и из Франции, где разработали для него двигатели.