Об использовании газовых датчиков на шахтах рассказали те, кто каждый день спускается в забой
Алексей Алёшин сообщил президенту, что в феврале инспектор Ростехнадзора трижды побывал как раз на том участке "Северной", где произошли взрывы, и не выявил нарушений по газу и пыли. На шахте использовались самое эффективное оборудование и приёмы борьбы с выбросами, добавил руководитель ведомства. Множество жизней зависят от этих приборов.
Стационарные газовые анализаторы устанавливаются в шахтах - там, где есть опасность выброса метана. Очень важно, чтобы он был установлен не ниже чем 30 см от свода, потому что метан легче воздуха, он наверху. Если прибор опустить, показания будут серьезно искажены.
Это называется "загрубить датчик". Способов – десятки, смысл один: не дать прибору отключить электричество на аварийном участке шахты во время утечки метана, чтобы можно было, пусть с риском для жизни, но продолжать добывать уголь.
На шахте "Воркутинская" попросили показать приборы обнаружения газа. Важная деталь: шахта принадлежит той же компании, что и прогремевшая на всю страну "Северная".
- Это тот самый стационарный газовый анализатор. Такие установлены на всех современных шахтах, в том числе, на шахте "Северная". Сейчас мы посмотрим, как он работает. Пожалуйста, покажите нам. Мы подаем туда газ?
- Максим Калайтанов, и.о. главного инженера шахты "Воркутинская": "Да, сейчас мы подаем туда газ".
– Показатель на нуле, да?
- Максим Калайтанов, и.о. главного инженера шахты "Воркутинская": "Показатель был на нуле, сейчас уже 2,3%".
– Это опасно уже?
– Максим Калайтанов, и.о. главного инженера шахты "Воркутинская": "Это уже опасная концентрация. Недопустимая концентрация".
– Скажите, а можно этот датчик обмануть как-то?
– Максим Калайтанов, и.о. главного инженера шахты "Воркутинская": "Этот датчик нельзя обмануть".
– А что такое "загрубить датчик"?
- Максим Калайтанов, и.о. главного инженера шахты "Воркутинская": "Загрубить датчик – это наверное... Не знаю".
- Такое делается или нет?
- Максим Калайтанов, и.о. главного инженера шахты "Воркутинская": "Я такого не замечал. На нашей шахте такого не происходит, и в Воркуте, я думаю, тоже такого не происходит".
- То есть Вы никогда с таким не сталкивались?
- Максим Калайтанов, и.о. главного инженера шахты "Воркутинская": "Нет! Глупый вопрос даже".
Между тем, горняки с "Северной" открыто говорят о многочисленных нарушениях техники безопасности на своей шахте.
"Я работаю на добычном участке. Как раз на том, на котором произошел взрыв. Из-за чего этот взрыв произошел? То, что они списывают опять на природные факты, да это все глупости! Датчики грубятся, понятно, откуда. Со стороны вышестоящего руководства", - говорит Сергей Проскуряков.
Станислав показывает фотографию своего переносного датчика – такие есть у каждого шахтера. В забое у него с товарищами приборы зашкаливали, но аварийного отключения не произошло. Стационарный датчик никак не отреагировал на резкое повышение уровня метана в воздухе, и шахтеры продолжили работу.
"Работы не останавливались, работы продолжались так же, как и шли изначально. Превышение концентрации было больше десяти минут, то есть явно должна была сработать хоть какая-то сигнализация, что-то должно было отключиться, но этого не произошло", - говорит Станислав Лазарев.
После трагедии на "Северной" они уверены: работать, как прежде, просто нельзя. По словам горняков, на шахте в сменах не хватало положенного по штату персонала и часто не соблюдался режим проветриваний. Ростехнадзор регулярно проверяет предприятие, но о каждой проверке, как утверждают горняки, руководство знает заранее и готовится.
"Заведомо об этом начальство знает и все подготавливает. Подготавливают, чтобы пыль кинуть в глаза, чтобы человек увидел, что все хорошо. Так проверки Ростехнадзора проходят. А проверки нет – все, едем в том же режиме!" - рассказывает Денис Савченко.
С теми, кто отказывался работать в опасных условиях или даже просто выражал недовольство, разговор был короткий.
"Говорят так: вам что-то не нравится – увольняйтесь! С вами или без вас задача, поставленная директором, будет выполнена. – "А кто вам говорит так?" – Начальство участка", - рассказывает Денис Савченко.
Герои репортажа готовы дать подробные показания следователям. В Воркуте уже работает группа Следственного комитета, и в ближайшее время свою проверку на месте начнет Генпрокуратура. Предприятие "Воркутауголь" владеет пятью шахтами в городе. За три года на авариях в них погибли 55 горняков.