Москва получила официальный ответ Киева на требование разблокировать российские грузовики
Грузовики удерживаются на территории Украины. В документе, как говорят в Минтрансе, заверения, что власти страны берут ситуацию под контроль. Как сказали в ведомстве - украинская сторона запросила данные по каждой машине с её географическими координатами. В Москве рассчитывают, что слаженные действия центральных властей Киева при поддержке органов правопорядка приведут к тому, что в ближайшие сутки оставшиеся машины будут выпущены с территории Украины. Ну а пока ведутся консультации - российские дальнобойщики осваивают альтернативные маршруты доставки грузов в Европу - в обход Украины, через Белоруссию и Литву.
Шестые сутки - ни вперёд, ни назад. Блокада российских грузовиков на Украине продолжается. Радикалы запрещённого в России "Правого сектора", действуют с размахом - фуры с нашими номерами не пропускают уже в 11 областях.
Российские перевозчики начали ездить через Западную Украину с 1 января, когда самый короткий и удобный путь в страны Евросоюза - через Польшу - оказался закрыт. Москва и Варшава не успели согласовать квоты для своих компаний на транзитные перевозки. Сейчас на Украине без движения остаются около 100 российских фур, ещё полтысячи, которые уже возвращаются домой, не могут въехать в страну из Евросоюза. Наши перевозчики вынуждены искать пути объезда.
Километровые очереди грузовиков, многие из которых с российскими номерами, можно наблюдать в нескольких пунктах пропуска на белорусско-литовской границе. Фактически, европейский транзит через Литву с дальнейшей погрузкой на паром в Клайпеде для наших дальнобойщиков теперь - единственная реальная альтернатива перевозкам через Польшу и Украину. Сегодня поток фур у погранперехода "Каменный Лог", немного уменьшился по сравнению с выходными. По словам дальнобойщиков, ситуация в литовском порту, мягко говоря, непростая.
"Паромы не справляются. Вот из-за этих польских недоговорённостей", - говорит дальнобойщик Владимир Долженко.
В ответ на демарш Киева, перекрывшего российским грузовикам транзит, Минтранс ввёл ответную меру - запрет на передвижение по России фур с номерами соседнего государства. Сейчас в Брянской и Смоленской областях задержано 324 грузовика из Украины.
Кто больше потеряет от взаимных запретов? По словам специалистов, Россия поставляет фурами, в том числе в Евросоюз, только 8% грузов. А вот Украина более 20% своих товаров в Казахстан и другие страны СНГ везёт именно машинами через Россию.
"Железной дорогой они возить не могут. Собственно говоря, они снова как бы и будут искать рынки сбыта. Где они их найдут - неизвестно. Что касается, если транзит на Казахстан закроется, тогда и пищевые предприятия украинские потеряют рынок", - отмечает генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.
Из-за запрета украинского транзита через Россию возникает проблема с экспортом украинских товаров в Финляндию и Норвегию. В совокупности, по оценкам экспертов, Украина может потерять до 2 миллиардов долларов в год. А блокада российских фур - это ещё и мощный удар по репутации страны, которая должна обеспечивать европейский транзит. Вот, например, что пишет на своей странице в социальной сети руководитель фонда "Украинская политика" Константина Бондаренко:
"Тем, кто млеет от счастья, глядя, как группы придурков с патриотическим рвением блокируют российские фуры на Закарпатье и Ровенщине, объясняю: практически вся продукция, которая блокируется, уже проплачена и де-факто является собственностью не русских компаний, а европейских потребителей. Россияне только осуществляют доставку. Европейские потребители имеют полное право предъявить Украине претензии и требовать от власти обеспечения бесперебойного снабжения товарами. Иначе они будут требовать серьезных штрафных санкций именно от Украины. И будут на 100% правы. Кто от этого проиграет? Россия?".
В экспертной среде есть мнение, что ситуация с российско-украинской блокадой может быть выгодна третьей стороне - той самой, которая требует у России в три раза увеличить квоты для своих перевозчиков.
"Выгодополучателям здесь могла бы быть Польша, если она пойдет первой договариваться с Россией, и покажет пальцем на Украину и скажет в очередной раз: смотрите, это ненадежные партнеры, с ними работать нельзя, давайте возить через нас. Украина останется тогда вообще ни с чем", - считает политолог Александр Дудчак.
Очередной раунд российско-полських переговоров о квотах назначен на пятницу. Возможно, и в Киеве стали понимать, что поддержка радикалов может слишком дорого обойтись. В Минтрансе России заявили, что из украинской столицы сегодня пришло наконец конструктивное предложение: продлить транзитные разрешения 2015 года до 25 февраля, чтобы перевозчики могли ими воспользоваться, поскольку многие из Европы едут еще по прошлогодним разрешениям. В российском ведомстве надеются, что вскоре наши грузовики в соседнем государстве будут разблокированы - тогда и украинским дадут "зелёный свет".