Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
16 февраля 2016, 18:25

Москва получила официальный ответ Киева на требование разблокировать российские грузовики

Грузовики удерживаются на территории Украины. В документе, как говорят в Минтрансе, заверения, что власти страны берут ситуацию под контроль. Как сказали в ведомстве - украинская сторона запросила данные по каждой машине с её географическими координатами. В Москве рассчитывают, что слаженные действия центральных властей Киева при поддержке органов правопорядка приведут к тому, что в ближайшие сутки оставшиеся машины будут выпущены с территории Украины. Ну а пока ведутся консультации - российские дальнобойщики осваивают альтернативные маршруты доставки грузов в Европу - в обход Украины, через Белоруссию и Литву.

Шестые сутки - ни вперёд, ни назад. Блокада российских грузовиков на Украине продолжается. Радикалы запрещённого в России "Правого сектора", действуют с размахом - фуры с нашими номерами не пропускают уже в 11 областях.

Российские перевозчики начали ездить через Западную Украину с 1 января, когда самый короткий и удобный путь в страны Евросоюза - через Польшу - оказался закрыт. Москва и Варшава не успели согласовать квоты для своих компаний на транзитные перевозки. Сейчас на Украине без движения остаются около 100 российских фур, ещё полтысячи, которые уже возвращаются домой, не могут въехать в страну из Евросоюза. Наши перевозчики вынуждены искать пути объезда.

Километровые очереди грузовиков, многие из которых с российскими номерами, можно наблюдать в нескольких пунктах пропуска на белорусско-литовской границе. Фактически, европейский транзит через Литву с дальнейшей погрузкой на паром в Клайпеде для наших дальнобойщиков теперь - единственная реальная альтернатива перевозкам через Польшу и Украину. Сегодня поток фур у погранперехода "Каменный Лог", немного уменьшился по сравнению с выходными. По словам дальнобойщиков, ситуация в литовском порту, мягко говоря, непростая.

"Паромы не справляются. Вот из-за этих польских недоговорённостей", - говорит дальнобойщик Владимир Долженко.

В ответ на демарш Киева, перекрывшего российским грузовикам транзит, Минтранс ввёл ответную меру - запрет на передвижение по России фур с номерами соседнего государства. Сейчас в Брянской и Смоленской областях задержано 324 грузовика из Украины.

Кто больше потеряет от взаимных запретов? По словам специалистов, Россия поставляет фурами, в том числе в Евросоюз, только 8% грузов. А вот Украина более 20% своих товаров в Казахстан и другие страны СНГ везёт именно машинами через Россию.

"Железной дорогой они возить не могут. Собственно говоря, они снова как бы и будут искать рынки сбыта. Где они их найдут - неизвестно. Что касается, если транзит на Казахстан закроется, тогда и пищевые предприятия украинские потеряют рынок", - отмечает генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.

Из-за запрета украинского транзита через Россию возникает проблема с экспортом украинских товаров в Финляндию и Норвегию. В совокупности, по оценкам экспертов, Украина может потерять до 2 миллиардов долларов в год. А блокада российских фур -  это ещё и мощный удар по репутации страны, которая должна обеспечивать европейский транзит. Вот, например, что пишет на своей странице в социальной сети руководитель фонда "Украинская политика" Константина Бондаренко:

"Тем, кто млеет от счастья, глядя, как группы придурков с патриотическим рвением блокируют российские фуры на Закарпатье и Ровенщине, объясняю: практически вся продукция, которая блокируется, уже проплачена и де-факто является собственностью не русских компаний, а европейских потребителей. Россияне только осуществляют доставку. Европейские потребители имеют полное право предъявить Украине претензии и требовать от власти обеспечения бесперебойного снабжения товарами. Иначе они будут требовать серьезных штрафных санкций именно от Украины. И будут на 100% правы. Кто от этого проиграет? Россия?".

В экспертной среде есть мнение, что ситуация с российско-украинской блокадой может быть выгодна третьей стороне - той самой, которая требует у России в три раза увеличить квоты для своих перевозчиков.

"Выгодополучателям здесь могла бы быть Польша, если она пойдет первой договариваться с Россией, и покажет пальцем на Украину и скажет в очередной раз: смотрите, это ненадежные партнеры, с ними работать нельзя, давайте возить через нас. Украина останется тогда вообще ни с чем", - считает политолог Александр Дудчак.

Очередной раунд российско-полських переговоров о квотах назначен на пятницу. Возможно, и в Киеве стали понимать, что поддержка радикалов может слишком дорого обойтись. В Минтрансе России заявили, что из украинской столицы сегодня пришло наконец конструктивное предложение: продлить транзитные разрешения 2015 года до 25 февраля, чтобы перевозчики могли ими воспользоваться, поскольку многие из Европы едут еще по прошлогодним разрешениям. В российском ведомстве надеются, что вскоре наши грузовики в соседнем государстве будут разблокированы - тогда и украинским дадут "зелёный свет".

Читайте также: