В Лондоне завершилось так называемое публичное расследование дела Александра Литвиненко
Как и предполагали многие, комиссия приняла точку зрения, не раз озвученную британскими властями. В смерти бывшего офицера российских спецслужб, а впоследствии агента МИ-6 обвинили двух россиян: Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна. Авторы доклада признали, что обоих они так и не допросили: Луговой и Ковтун не приехали в Лондон, поскольку там бы их тут же арестовали. Естественно, не допросили и Бориса Березовского - ключевой свидетель умер в Британии в 2013 году при странных обстоятельствах. Не доказано и российское происхождение полония, которым был отравлен Литвиненко. В целом в докладе немало слов "возможно" и "вероятно", что не помешало судье обвинить также и высшее российское руководство - опять-таки с оговоркой "возможно".
"Я уверен, что господа Луговой и Ковтун подложили полоний-210 в чайник в баре "Пайн" 1 ноября 2006 года. Я также уверен, что они сделали это с целью отравить господина Литвиненко. Они действовали по указанию других людей, есть вероятность того, что по указанию ФСБ", - сказал судья Роберт Оуэн.
Один из обвинённых Лондоном - Андрей Луговой - считает решение судьи свидетельством того, что британцы не хотят установить истинную причину смерти Литвиненко.
"Для Лондона "полониевый скандал" стал удобным способом для достижения своих политических интересов, что мне было ясно с самого начала. События 2014 года на Украине, начавшаяся после этого антироссийская истерия и совпавшее с этим возобновление расследования дела Литвиненко, несмотря на ранее засекреченные данные, лично для меня выглядит жалкой попыткой Лондона использовать "скелет в шкафу" в угоду своим политическим амбициям", - сказал он.
К британской Фемиде действительно много вопросов. Расследование, которое называют публичным, и даже "открытым", таковым на самом деле не было. Оно проходило в рамках закрытых заседаний. В тайне держались и материалы следствия, и личности свидетелей - часто даже их показания. Решение судья принимал на основании данных спецслужб, не раскрывая их - очевидно, в Британии не готовы рассекретить информацию о роли своей разведки в "деле Литвиненко".
"Дело это находится в таком черном ящике заглянуть в который никому не позволено кроме собственно того судьи, от которого, кстати, были утаены и очень многие детали этого дела, которые были признаны совершенно секретными. Этот процесс не предполагал наличия сторон. Решение принималось по чисто политическим мотивам и опять же, на основе тех материалов непрозрачных, с которыми никого не знакомили. У России даже не было возможности предоставить какие-либо аргументы и доказательства, потому что не было понятно, собственно, существо дела и существо этих обвинений", - говорит президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов.
Таким образом, невозможно проверить ни качество доказательств, ни соблюдение принципов презумпции невиновности; нельзя поручиться за беспристрастность свидетелей и самого вердикта в целом. В российском МИД заметили, что Лондон политизировал чисто уголовное дело, омрачив таким образом двусторонние отношения с Россией.