В Москве расследуют причины трагедии в элитном жилом комплексе «Алые Паруса»
Сегодня в рамках уголовного дела задержан электромеханик, отвечавший за техническое состояние лифта, в шахте которого погибла дочь нашего коллеги - диктора программы "Время" Евгения Кочергина. Вчерашняя авария - не первый подобный случай.
Следователям и экспертам предстоит не только установить обстоятельства конкретной аварии, но и ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы люди не гибли по пути из квартиры на улицу.
Комментариев прессе арестованный механик не дал, а вот следователям предстоит многое объяснить. Судя по всему, сотрудник компании "Лифт Гарант" Алексей Белоусов последним проверял работу кабины. Как в жилом комплексе "Алые Паруса" следили за состоянием механизмов, сейчас выясняют правоохранительные органы.
"В рамках уголовного дела в управляющей и эксплуатирующих компаниях, отвечающих за эксплуатацию лифта, проведены обыски. Кроме того, следствие изучает техническую документацию и технические регламенты с целью проверки руководства компании-подрядчика на причастность к совершенному преступлению", - сообщила старший помощник руководителя ГСУ СК России по г. Москве Юлия Иванова.
Двери того самого лифта сегодня закрыты досками. Соседние вызывать бесполезно. Подъёмники в жилом комплексе "Алые Паруса" не работают. В самом высоком корпусе 44 этажа. Андрей Годунов сегодня не спускался вниз. Говорит, у него кардиостимулятор.
"Люди есть с патологиями, с болезнями. Люди с детьми, кто-то с коляской. Представьте, на 28-й этаж пешочком. А, наплевать! Они сняли с себя ответственность. Отключили все лифты и сказали, что пока не проверит Ростехнадзор, будете ходить пешком. Ясно, что вечер пятницы, никакого Ростехнадзора до понедельника не будет", - возмущается житель ЖК "Алые Паруса" Андрей Годунов.
Ходить пешком приходилось и раньше, жалуются жильцы. Лифты — проблема наболевшая. Не первый год здесь ведут хронику происшествий. На видео маленькая девочка не успевает войти в кабину, как двери зажимают голову. Мать буквально вырывает ребёнка.
На многочисленные проблемы жильцы указывали не раз. Из управляющей компании нередко приходили такие ответы: лифт находится в рабочем состоянии. Лишь после гибели Ирины Володиной стало известно о работе подъёмников в жилом комплексе "Алые Паруса".
"После ремонта они могли дребезжать, трещать, цепляться. Едешь, такое ощущение, что за что-то цепляешься. И это зависит не от управляющего, не от главного механика. Это зависит от тех людей, которые планируют, финансируют и поставляют", - считает Андрей Годунов.
В компаниях, ответственных за это, проверки уже идут. Жильцы также опровергли информацию, что злополучный лифт якобы не был введен в эксплуатацию. Как накануне заявлял в интервью "Русской службе новостей" сотрудник компании "Лифт-гарант", не назвавший своего имени.
Неизвестна по-прежнему причина трагедии. Лифт был произведен в 2002 году, модель — не из дешёвых. Заводская система безопасности предусматривает так называемые ловители. Специальные механизмы не дают кабине рухнуть, останавливают в случае падения. Кроме того, есть резервные канаты, амортизаторы в шахте лифта. А дно его надёжно зафиксировано, чтобы выдержать экстремальные нагрузки.
"Вот эти самые направляющие зажимают и останавливаются. Ну, как дисковые тормоза на автомобиле работают, примерно точно так же. То есть, если у нас обрываются все канаты, что в принципе сложно представить, то в этом случае должны срабатывать ловители", - поясняет гендиректор Федерации лифтовых предприятий Сергей Прокофьев.
По одной из версий, крышу кабины и дно мог пробить противовес, который сорвался с большой высоты. Он весит несколько центнеров. Экспертизы и допросы продолжаются.
За последние месяцы в Москве это уже третья авария лифта. В конце декабря на юго-западе столицы лифт рухнул с 12-го этажа, погиб 10-месячный младенец. В начале января на северо-западе после падения кабины пассажирка выжила. Подобные случаи — не редкость и для других городов. В ноябре в Магнитогорске из-за неисправного лифта женщина сломала позвоночник. Нередко таких трагедий случается из-за халатности и плохого обслуживания.
Каждый лифт должны ремонтировать и проверять раз в несколько лет. Информация об этом должна быть доступна жильцам, обычно её вывешивают в подъезде на первом этаж. Но дело не только в том, когда проводили работы, а насколько качественно это было сделано.
Отсутствие жёсткого контроля эксперты объясняют пробелами в законодательстве. В 2013 году смягчились правила эксплуатации лифтов. И сейчас это не обязательные нормы, а технический регламент.
"Но он, увы, является нормативным документом добровольного применения, и ответственности за их нарушение нет. И владелец может эти требования выполнять, а может игнорировать попросту", - отмечает Сергей Прокофьев.
Усугубляет ситуацию и состояние лифтов по всей стране.
"На сегодняшний день ситуация близка к кризисной, катастрофической. Около 35% лифтов в Российской Федерации эксплуатируются со сроком эксплуатации больше 25 лет. Каждый третий лифт должен быть заменён", - уверен исполнительный директор лифтового национального союза Пётр Харламов.
Для этого эксперты призывают собственников квартир использовать средства из фондов капитального ремонта. Тем временем генеральная прокуратура поручила регионам проверить обеспечение безопасности лифтов и оборудования. Особое внимание уделят работе не только управляющих и эксплуатирующих организаций, но и действий должностных лиц Ростехнадзора и жилищных инспекций. После громких трагедий проверить, похоже, придётся и бюджетные панельные дома, и элитные жилые комплексы.