На трассе Оренбург-Орск почти сто человек оказались заперты в занесенных снегом машинах
Следственный комитет начал проверку по факту гибели водителя в снежном заторе на трассе под Оренбургом. Как показала экспертиза, мужчина скончался от переохлаждения. В ночь на 3 января из-за сильного бурана в дороге застряли десятки машин. Один из участников спасательной операции поделился с людьми теплыми вещами и сам получил обморожение.
Рукопожатие крепкое. На правой руке еще видны следы обморожения, но главное, о чем беспокоятся врачи — пальцы левой руки. Старший сержант полиции Даниил Максудов чуть не погиб от холода, спасая людей, застрявших во время метели на трассе Оренбург-Орск. Когда стало понятно, что вызволенные из заглохших машин люди могут не добраться до места сбора, Данил снял с себя одежду — бушлат, шапку и варежки - и отдал ее девушке и мужчине, которых повел за собой.
"Одна из девушек очень сильно плакала от того, что замерзла - ее шуба была мокрая насквозь. Я снял свой бушлат и одел его на девушку. Также когда мы помогали гражданам, у одного из мужчин очень сильно замерзли руки, и я отдал ему свои перчатки. Когда мы пошли в третий раз помогать гражданам добираться до автомобиля "КамАЗ", я с мужчиной, которого эвакуировали из автомобиля, держась за руки, цепочкой шли друг за другом. Видимость была нулевая. Лицо лепило снегом. Смотреть вперед не было возможности. В какой-то момент мы поняли, что оторвались от цепочки, и потерялись в пелене белого снега", - рассказывает Данил Максудов.
"Свитер и лосины, получается, сапоги. И с собой были варежки, больше ничего не было. Собирались же в дорогу, в машине, думали, что не холодно будет, тепло", - рассказывает девушка, которой полицейский отдал свою куртку.
А было очень холодно. Эти кадры она снимала, уже замерзая. В панике Асель Карменова толком и не поняла, что произошло, когда молодой парень в форме набросил на нее теплую куртку и за руку повел к автобусу, где отогревались другие спасенные.
"Он на меня ее просто надел, и все, я попыталась там "возникать", но он просто надел, и все. И он в тонкой куртке просто пошел спасать людей", - рассказывает она.
Видимость почти нулевая. Ехали, пока была дорога, кто как мог. Иногда - вслепую, ориентируясь на лежащие в кюветах большегрузы. Нервы у всех на пределе.
Но к вечеру здесь уже не проехать. Около пятидесяти машин, образовав несколько колонн на небольшом участке трассы Оренбург-Орск, встали намертво. В снежном плену - почти сто человек. Все подъезды к ним — и по самой трассе, и через второстепенные дороги — засыпаны метровыми сугробами. Сильнейший ветер, сбивающий с ног, и двадцатиградусный мороз, а до ближайшего поселка — десять километров. Поэтому всю ночь люди до последнего сидят в остывающих машинах.
"Некоторые люди жгли в машине свои вещи, снимали нижнее белье с себя, жгли их, чтобы как-то согреться. Потому что бензин кончился, машина заглохла и не заводится. Чувствуешь, что смерть к тебе приближается с каждым шагом, все ближе и ближе, и ты не знаешь, ты не можешь ничего поделать в данной ситуации", - рассказывает участник тех событий Павел Гусев.
Заглохшие машины откапывают лопатами, у некоторых не открываются двери, и, чтобы вытащить пассажиров, приходится разбивать стекла. Снегоуборочная техника буксует, тракторы застревают даже после того, как метель прекратилась. У многих спасенных — шок. Накануне они весь вечер и всю ночь звонили по телефонам экстренных служб. Но вопросы до сих пор остаются без ответа: как так получилось, что помощь пришла лишь на следующий день? И почему опасный участок трассы перекрыли только в восемь вечера, хотя снегопад начался еще днем?
"Мы сутки жили в машинах, много людей обмороженных", - рассказывают люди.
Двенадцать человек с обморожениями были доставлены в больницы. Но все же спасти удалось не всех. 31-летний Эдуард Зиннуров сначала считался пропавшим без вести, а потом его нашли в снегу, в двадцати метрах от дороги.
Жене Ксении, которая ждала его дома, Эдуард писал, что замерзает и попробует выбраться из машины. На этом связь между ними оборвалась. Как рассказали очевидцы, он вместе со всеми выходил к спасателям, но в какой-то момент отстал от цепочки людей и, судя по всему, попытался вернуться к своему автомобилю.
"Люди шли гуськом, взявшись за руки. Мой муж, насколько я знаю, был последним в этой цепочке людей. И как говорит человек, который шел впереди него, якобы мой муж споткнулся и упал", - рассказывает Ксения Зиннурова.
Работу экстренных служб региона изучает Следственный комитет. Свою внутреннюю проверку проводят и в МЧС. Трассу Оренбург-Орск заметает каждую зиму, и чтобы случившееся не повторилось впредь, сейчас важно понять, действительно ли все было сделано для предотвращения трагедии.