Правительство на неделе заговорило об ужесточении антитурецких санкций
Пока неизвестно, в чем это будет заключаться, но сама тема ограничения торговли с Турцией - в заголовках. Здесь и вопрос - чем заменить дешевую турецкую обувь и дубленки, если они попадут под запрет - и ответ: Китай нам в помощь. И обсуждение - смогут ли Армения, Азербайджан и Египет заполнить полки своими помидорами и цитрусовыми перед новым годом.
Но при этом оживился рыбный рынок - по крайней мере, Росрыболовство заявило: если косяки сибаса и дорады из Турции не приплывут, это поможет тем, кто ловит треску, минтай и палтус - вкус, привычный с детства.
На прилавках рыба - словно золотая, правда не исполняет, а отбивает желание - покупать. Даже в портовых городах, даже на рынках, где, как водится, подешевле. Продавцы поясняют: она уже успела позолотить своей чешуей не одну руку, а порядка десяти.
"Она только в море 2-3 раза перепродается. Вы представляете, куда она только не идет", - говорит продавец Наталья Крячко.
"Мы стоим около Кольского залива и всегда он был полон судов. Стояли на северном рейде, южном, в рыбном порту. Сейчас, к сожалению, судов стало меньше. И одна из причин - это условия обработки судов в порту, работа контролирующих органов, время, которое тратим в российском порту, - как правило, в 3 раза больше, чем у соседей в Норвегии", - рассказывает председатель Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин.
Мурманская - в Норвегию, дальневосточная - в Китай, Японию и Южную Корею. В иностранных портах нет административных барьеров, построена вся необходимая инфраструктура. В России порой и отгружать некуда, кроме того, - пограничный досмотр, портовые сборы, федеральные и региональные ветеринары. Эксперты называют цифру: за ветеринарные справки все рыбаки России в год платят порядка 9 миллиардов рублей.
"Больше половины российской рыбы уходит на экспорт. Экспортные цены международных рынков, международных аукционов на нашу очень востребованную качественную российскую рыбу - они ее поднимают и тянут внутренние цены тоже, соответственно, вверх", - отмечает руководитель Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев.
Красная рыба теперь только в красный день календаря - стала исключительно праздничной. Курица или рыба - нередко при походе в магазин, говорит хозяйка, этот вопрос сразу снимается. Конечно, птица. Спад потребления рыбы заметили и на кухнях общепитов. Теперь уже точно четверг рыбным днем не сделаешь: слишком роскошно.
"Людей пугает цена, потому что выход по рыбе небольшой. Чтобы уложиться в сегментную политику той же столовой - порция мяса будет больше, если брать одну", - отмечает шеф - повар Дмитрий Щеколдин.
Путь рыбы от корабля до прилавка - словно наваристая уха. Причем наваривается кто как может. Нередко ничего не делая, просто подписывая и перекладывая бумаги. Перепродавая рыбу. Чаще всего схема доставки выглядит так: на берегу у рыбаков выкупает улов компания-посредник. Далее она перепродает рыбу уже тем, кто занимается транспортировкой. Еще одна наценка. Плата за перевозку, конечно, тоже включается в конечную стоимость. После прибытия в Москву товар разгружают на базе - здесь появляются другие крупные оптовики. Они скупают рыбу, делают свою надбавку и продают мелким фирмам: таких может быть 2-3-4, они перепродают рыбу друг другу по цепочке, и ловят свою прибыль в мутной воде. Таким образом, рыба уже автомобилями развозится по городам, здесь - снова транспортная наценка. Фуры идут в обратном направлении: Рязань, Нижний Новгород, Казань. Далее – магазины, у них, безусловно, тоже торговая надбавка. И на прилавок попадает рыба в 3-4, а то и в 5 раз дороже, чем та, которую продавали рыбаки.
Уровень - одинаковый, но цена меняется. Средняя стоимость перевозки одного килограмма рыбы 6-8 рублей. Но когда начинается путина красной рыбы - август, сентябрь, октябрь - цена взлетает в два раза. И если это дорогая рыба – скажем, нерка, то перевозка получается - 5-6% от стоимости. Для "народной рыбы" селедки цена перевозки доходит и до 30%, говорят участники рынка.
"Как только это "скоропорт", тут же берется с него дополнительная плата за большую скорость и якобы с Дальнего Востока до Москвы 40-футовый контейнер идет стоимостью 180 тысяч рублей. Китайские ботинки едут за 80 тысяч рублей в этом же поезде", - говорит президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава Виталий Момот.
Наболевший вопрос был озвучен в октябре на заседании президиума Госсовета, посвящённого рыбной отрасли. Это заседание большинство участников рынка вообще называли историческим: были подняты проблемы, которые не решали годами. РЖД уже пообещало проработать вопрос и, что называется, дать зеленый свет рыбе: выравнивание тарифа, изменения правил перевозки.
Кроме того, еще одна серьезная проблема - подвижной состав. Рефрижераторные вагоны производились в Германии и Брянске. И то и другое предприятия давно закрыты. Статистика такова, что из строя выходят до полутора тысяч вагонов ежегодно и к 2019 году не останется ни одного. На смену им приходят контейнеры, но тоже импортные. После госсовета Уралвагонзавод получил техзадание, там уже пообещали начать производство контейнеров к 2017 году. Но важно не только на чем везти, а главный вопрос - откуда и куда.
"Основная задача - это создание инфраструктуры, причем инфраструктуры как товаропроводящей системы. То есть это должен быть большой логистический центр, оптово-распределительный центр. Создание всей этой логистической цепочки, её оптимизация позволит сократить и сроки доставки, позволит сократить стоимость, позволит повысить качество", - считает глава Росрыболовства Илья Шестаков.
География оптово-распределительных центров такова: Владивосток, Новосибирск, Москва. Строительство центров Федерального значения - здесь рыба будет перерабатываться, продаваться оптовикам и хранится. В Мурманске предполагается использовать инфраструктуру нынешнего порта. В крупных городах по всей России появятся небольшие региональные оптово-распределительные базы. И при таком взаимодействии удастся исключить ненужных посредников. На крупную базу в Подмосковье рыбу привозят, здесь же находятся крупные оптовики, работают ветслужбы. Строится еще одно современное хранилище, по соседству - будут развернуты цеха по переработке.
Вообще, сегодня рыбная отрасль России, по выражению экспертов, имеет ресурсную направленность. И чтобы от этого уйти, необходимо создавать конкурентные преимущества для тех, кто занимается глубокой переработкой рыбы. Так, по плану, ставка сбора за пользование водными-биологическими ресурсами - будет поднята с 15 до 100% для всех рыболовецких компаний, кроме - градообразующих предприятий, артелей, колхозов и предприятий, которые выпускают продукцию высокой степени обработки.
"Будет стимулирована поставка рыбопродукции на российский берег, и доступность рыбопродукции для населения увеличится. На мой взгляд, здесь тенденция экономического стимулирования разнонаправленная. С одной стороны, возрастает ставка налогообложения по тем предприятиям, которые поставляют продукцию в менее обработанном виде на экспорт, и останется неизменной для тех предприятий, которые обрабатывают", - отмечает управляющий группой рыбодобывающих компаний Александр Ефремов.
Будут созданы условия, при которых продавать рыбу в России станет выгоднее, чем поставлять за рубеж. Все эти преобразования в отрасли фактически - глобальная реконструкция. Конечно, сразу все изменить не получится. Но главное, говорят участники рынка, задан общий вектор развития и прописаны конкретные шаги.