Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
20 декабря 2015, 22:29

Правительство на неделе заговорило об ужесточении антитурецких санкций

Пока неизвестно, в чем это будет заключаться, но сама тема ограничения торговли с Турцией - в заголовках. Здесь и вопрос - чем заменить дешевую турецкую обувь и дубленки, если они попадут под запрет - и ответ: Китай нам в помощь. И обсуждение - смогут ли Армения, Азербайджан и Египет заполнить полки своими помидорами и цитрусовыми перед новым годом.

Но при этом оживился рыбный рынок - по крайней мере, Росрыболовство заявило: если косяки сибаса и дорады из Турции не приплывут, это поможет тем, кто ловит треску, минтай и палтус - вкус, привычный с детства.

На прилавках рыба - словно золотая, правда не исполняет, а отбивает желание - покупать. Даже в портовых городах, даже на рынках, где, как водится, подешевле. Продавцы поясняют: она уже успела позолотить своей чешуей не одну руку, а порядка десяти.

"Она только в море 2-3 раза перепродается. Вы представляете, куда она только не идет", - говорит продавец Наталья Крячко.

"Мы стоим около Кольского залива и всегда он был полон судов. Стояли на северном рейде, южном, в рыбном порту. Сейчас, к сожалению, судов стало меньше. И одна из причин - это условия обработки судов в порту, работа контролирующих органов, время, которое тратим в российском порту, - как правило, в 3 раза больше, чем у соседей в Норвегии", - рассказывает председатель Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин.

Мурманская - в Норвегию, дальневосточная - в Китай, Японию и Южную Корею. В иностранных портах нет административных барьеров, построена вся необходимая инфраструктура. В России порой и отгружать некуда, кроме того, - пограничный досмотр, портовые сборы, федеральные и региональные ветеринары. Эксперты называют цифру: за ветеринарные справки все рыбаки России в год платят порядка 9 миллиардов рублей.

"Больше половины российской рыбы уходит на экспорт. Экспортные цены международных рынков, международных аукционов на нашу очень востребованную качественную российскую рыбу - они ее поднимают и тянут внутренние цены тоже, соответственно, вверх", - отмечает руководитель Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев.

Красная рыба теперь только в красный день календаря - стала исключительно праздничной. Курица или рыба - нередко при походе в магазин, говорит хозяйка, этот вопрос сразу снимается. Конечно, птица. Спад потребления рыбы заметили и на кухнях общепитов. Теперь уже точно четверг рыбным днем не сделаешь: слишком роскошно.

"Людей пугает цена, потому что выход по рыбе небольшой. Чтобы уложиться в сегментную политику той же столовой - порция мяса будет больше, если брать одну", - отмечает шеф - повар Дмитрий Щеколдин.

Путь рыбы от корабля до прилавка - словно наваристая уха. Причем наваривается кто как может. Нередко ничего не делая, просто подписывая и перекладывая бумаги. Перепродавая рыбу. Чаще всего схема доставки выглядит так: на берегу у рыбаков выкупает улов компания-посредник. Далее она перепродает рыбу уже тем, кто занимается транспортировкой. Еще одна наценка. Плата за перевозку, конечно, тоже включается в конечную стоимость. После прибытия в Москву товар разгружают на базе - здесь появляются другие крупные оптовики. Они скупают рыбу, делают свою надбавку и продают мелким фирмам: таких может быть 2-3-4, они перепродают рыбу друг другу по цепочке, и ловят свою прибыль в мутной воде. Таким образом, рыба уже автомобилями развозится по городам, здесь - снова транспортная наценка. Фуры идут в обратном направлении: Рязань, Нижний Новгород, Казань. Далее – магазины, у них, безусловно, тоже торговая надбавка. И на прилавок попадает рыба в 3-4, а то и в 5 раз дороже, чем та, которую продавали рыбаки.

Уровень - одинаковый, но цена меняется. Средняя стоимость перевозки одного килограмма рыбы 6-8 рублей. Но когда начинается путина красной рыбы - август, сентябрь, октябрь - цена взлетает в два раза. И если это дорогая рыба – скажем, нерка, то перевозка получается - 5-6% от стоимости. Для "народной рыбы" селедки цена перевозки доходит и до 30%, говорят участники рынка.

"Как только это "скоропорт", тут же берется с него дополнительная плата за большую скорость и якобы с Дальнего Востока до Москвы 40-футовый контейнер идет стоимостью 180 тысяч рублей. Китайские ботинки едут за 80 тысяч рублей в этом же поезде", - говорит президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава Виталий Момот.

Наболевший вопрос был озвучен в октябре на заседании президиума Госсовета, посвящённого рыбной отрасли. Это заседание большинство участников рынка вообще называли историческим: были подняты проблемы, которые не решали годами. РЖД уже пообещало проработать вопрос и, что называется, дать зеленый свет рыбе: выравнивание тарифа, изменения правил перевозки.

Кроме того, еще одна серьезная проблема - подвижной состав. Рефрижераторные вагоны производились в Германии и Брянске. И то и другое предприятия давно закрыты. Статистика такова, что из строя выходят до полутора тысяч вагонов ежегодно и к 2019 году не останется ни одного. На смену им приходят контейнеры, но тоже импортные. После госсовета Уралвагонзавод получил техзадание, там уже пообещали начать производство контейнеров к 2017 году. Но важно не только на чем везти, а главный вопрос - откуда и куда.

"Основная задача - это создание инфраструктуры, причем инфраструктуры как товаропроводящей системы. То есть это должен быть большой логистический центр, оптово-распределительный центр. Создание всей этой логистической цепочки, её оптимизация позволит сократить и сроки доставки, позволит сократить стоимость, позволит повысить качество", - считает глава Росрыболовства Илья Шестаков.

География оптово-распределительных центров такова: Владивосток, Новосибирск, Москва. Строительство центров Федерального значения - здесь рыба будет перерабатываться, продаваться оптовикам и хранится. В Мурманске предполагается использовать инфраструктуру нынешнего порта. В крупных городах по всей России появятся небольшие региональные оптово-распределительные базы. И при таком взаимодействии удастся исключить ненужных посредников. На крупную базу в Подмосковье рыбу привозят, здесь же находятся крупные оптовики, работают ветслужбы. Строится еще одно современное хранилище, по соседству - будут развернуты цеха по переработке.

Вообще, сегодня рыбная отрасль России, по выражению экспертов, имеет ресурсную направленность. И чтобы от этого уйти, необходимо создавать конкурентные преимущества для тех, кто занимается глубокой переработкой рыбы. Так, по плану, ставка сбора за пользование водными-биологическими ресурсами - будет поднята с 15 до 100% для всех рыболовецких компаний, кроме - градообразующих предприятий, артелей, колхозов и предприятий, которые выпускают продукцию высокой степени обработки.

"Будет стимулирована поставка рыбопродукции на российский берег, и доступность рыбопродукции для населения увеличится. На мой взгляд, здесь тенденция экономического стимулирования разнонаправленная. С одной стороны, возрастает ставка налогообложения по тем предприятиям, которые поставляют продукцию в менее обработанном виде на экспорт, и останется неизменной для тех предприятий, которые обрабатывают", - отмечает управляющий группой рыбодобывающих компаний Александр Ефремов.

Будут созданы условия, при которых продавать рыбу в России станет выгоднее, чем поставлять за рубеж. Все эти преобразования в отрасли фактически - глобальная реконструкция. Конечно, сразу все изменить не получится. Но главное, говорят участники рынка, задан общий вектор развития и прописаны конкретные шаги.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей