Эксперты приступили к расшифровке информации с «черного ящика» сбитого российского бомбардировщика
В присутствии журналистов и иностранных экспертов в Москве вскрыли "чёрный ящик" российского бомбардировщика, который турецкие ВВС сбили над Сирией. Военные по поручению Президента сделали всё, чтобы расшифровка данных бортового самописца с самого начала проходила максимально открыто.
Бортовой самописец в Межгосударственный авиационный комитет доставили в специальном защитном кейсе. Перед отправкой в лабораторию его показали журналистам. Видно, что корпус серьёзно повреждён, но в то же время следов попыток вскрытия нет.
"Списание информации защищенного бортового накопителя возможно при обеспечении доступа к модулю памяти, который находится внутри кожуха накопителя. Обращаем внимание, что болты, которые удерживают эту крышку, не вывинчивались, на них имеются следы лакокрасочного покрытия, оно не нарушено", - сообщил глава комиссии по расследованию авиа-инцидента Николай Примак.
В руках у экспертов - лишь половина устройства. Вторую его часть, через которую данные записываются в модуль памяти, и которая позволяет считывать сохранённую информацию, так и не нашли. Провод, соединявший обе половинки, оборван. Возможно, бортовой самописец раскололся при ударе о землю, но не исключено, что недостающую часть могли унести террористы, которые несколько дней удерживали район падения самолёта, не позволяя группам сирийского спецназа подобраться к обломкам.
Как бы то ни было, модуль памяти с информацией о последнем полёте Су-24 все же попал к российским специалистам. Он находится внутри корпуса, закрытый несколькими слоями металла и амортизирующего наполнителя.
За процедурой вскрытия журналисты наблюдали по видео-трансляции из лаборатории, где в это же время за работой российских экспертов следили и иностранные наблюдатели. Пригласить к участию в расшифровке все заинтересованные стороны предложил министру обороны российский Президент на прошлой неделе, сразу после того, как чёрный ящик был доставлен в Москву из Сирии.
"Мы обратились к иностранным экспертам 14 стран с приглашением принять участие в работе в качестве наблюдателей, однако за исключением экспертов из Китайской народной республики, господина Лю Шанвэя, и Великобритании, господина Джонатана Гиллеспи, многие другие специалисты, ссылаясь на различные обстоятельства, от участия в расследовании отказались. Также в данной работе принимает участие президент и вице-президент Международного общества расследования авиационных происшествий, граждане США Рональд Шлит", - сообщил заместитель главкома ВКС РФ Сергей Дронов.
Приглашали к участию в расшифровке информации с бортового самописца и представителей Турции. Однако Анкара отказалась присылать своих экспертов, хотя именно турецкие власти должны быть в этом заинтересованы. Ведь они утверждают, что Су-24 вторгся в воздушное пространство их страны и был сбит после неоднократных предупреждений. Данные же наземных служб говорят об обратном: нарушения государственной границы не было, а выживший штурман рассказал, что и никаких предупреждений экипаж не получал.
"На самом деле, никаких предупреждений не было ни по радиообмену, ни визуально. Вообще не было контактов. Нужно понимать, какая скорость у бомбардировщика и истребителя Ф-16. Если бы нас хотели предупредить, то показали бы себя, встав на параллельный курс , а так ничего не было. Да и ракета пришла в хвост нашего самолета внезапно, мы ее не заметили", - рассказал штурман Константин Мурахтин.
Информация из "чёрного ящика" должна позволить однозначно установить истину, и нежелание турецких военных ознакомиться с ней само по себе уже говорит о многом. Хотя, как отметили в российском Министерстве обороны, какие бы данные ни были получены, ответ на вопрос, зачем было сбивать российский бомбардировщик, они вряд ли дадут.
"В любом случае, наш самолет не представлял какой-либо опасности для Турецкой республики и турецких граждан", - вновь заявил Сергей Дронов.
Менее чем через час после начала работы экспертам удалось вскрыть кожух "чёрного ящика" и добраться до модуля памяти. Плату с микросхемами сорвало с креплений, а у трёх из 12 микросхем заметны следы механических повреждений. Возможно, причина в слишком сильном ударе о землю, а возможно, это повреждения от ракеты, которая ударила в хвост самолёта - туда, где и был установлен самописец.
Окончательные сроки завершения экспертизы в Межгосударственном авиационном комитете пока не называют. Специалисты говорят: сейчас сложно сказать, с какими еще трудностями им придётся столкнуться. Впрочем, они осторожно предполагают, что работа займёт всё-таки дни, а не месяцы.