В Эрмитаже открылась выставка, где представлены произведения механического искусства
Это часы с секретом, заводные птицы, всевозможные музыкальные шкатулки. Многие предметы до сих пор никто не видел, они хранились в нерабочем состоянии. Большинство удалось собрать и завести, но принцип действия некоторых - до сих пор загадка.
Ни часами, ни шкатулкой этот предмет назвать нельзя. Ему вообще нет определения. Внутри ювелирного шедевра – не менее искусный механизм. До четырех тысяч деталей, некоторые различимы только под микроскопом. А ведь этим вещицам – по 250 лет. И до сих пор работают!
"Механические диковины" - так называют эту коллекцию в Эрмитаже. Многие из этих предметов до сих пор никто не видел. Долгое время они хранились в нерабочем или даже разобранном состоянии. Понадобилась кропотливая реставрационная работа, чтобы вещи ожили.
Заводные игрушки, летающие птицы, пневматические аппараты известны с античных времен. Но настоящий бум автоматов пришелся на эпоху рококо и Просвещения. Например, будильник 1796 года.
"Здесь - как оружейный взвод. Высыпался кремний из определенного ящичка, он поджигал порох, загоралась свеча, которая приходила в вертикальное положение", - рассказывает куратор выставки "Механические диковины" Анна Гейко.
А в других часах побудку поет райская птичка. И даже перескакивает с ветки на ветку. Всего в Эрмитаже более 300 музыкальных механизмов, но на выставке представлены только полсотни. Дело в том, что принцип работы многих аппаратов – загадка для современных, вооруженных электроникой, инженеров. Как, например, уникальные пасхальные часы русского мастера-самоучки Ивана Кулибина. Восстановить их мечтают несколько поколений реставраторов.
"Тут, если присмотреться, можно увидеть крылья ангела и с другой стороны – девы мироносицы. Это двигается, играет – колокольчики сверху. Пожалуй, единственные сохранившиеся его часы. Здесь я никак не могу объяснить кроме как вспышкой гениальности. Очень сложный и капризный механизм. Игрушка, шедевр микромеханики того времени", - отмечает заведующий лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа Михаил Гурьев.
Как и со всякими игрушками, с этими - связано немало курьезов и забавных историй. Астрономические часы раньше стояли в Рафаэлевском зале. Но руководство Эрмитажа решило их оттуда убрать. Посетители вместо картин смотрели на часы, пытались заглянуть внутрь – как там все устроено.
Увлечение механическими диковинами длилось в Европе 200 лет. Не осталась в стороне и Азия. Во дворце Китайского императора к XIX веку скопилось 5000 музыкальных аппаратов. И вдруг интерес к ним пропал.
"Мода на музыкальные аппараты, скажем так, органы, шкатулки, автоматы, - она вплоть до граммофона тянулась. Пришел граммофон и всех - под корень", - рассказывает заведующий лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа Михаил Гурьев.
Говорят, механики осмелились создать искусственного человека. За что и были наказаны. И на смену шедеврам пришел банальный ширпотреб. А о былом механическом величии можно узнать только на выставке. В музее.