Не стало Николая Беляева, чьё имя вписано в особую страницу Великой Победы
Сегодня в Петербурге скончался Николай Беляев, последний доживший до наших дней участник штурма Рейхстага. Судьба дала ему возможность увидеть юбилей Великой Победы, которую тогда лейтенант Беляев творил вместе с однополчанами весной 45-го в Берлине. Ветерану было 93 года.
Николаю Михайловичу Беляеву было 93. Бодрый, с военной выправкой, этой весной, незадолго до Дня Победы, он поехал вместе с нами в Берлин к Рейхстагу, тому самому, что штурмовал 70 лет назад.
"Рейхстаг был превращен в крепость, все было заложено, будто кирпичная кладка на бетоне", - вспоминал ветеран Великой Отечественной войны, участник штурма Рейхстага Николай Беляев.
В 45-м они атаковали Рейхстаг сходу. Николая, тогда его еще никто не звал по отчеству, ему было всего-то 23, комсорга полка, определили во второй батальон, задача которого - не позволить прорваться немецкому подкреплению.
"Я не успел прийти в батальон, как пришлось снимать ППШ, ложиться рядом со стрелками и вести бой по немцам, которые пытались сорвать атаку штурма по главному входу", - рассказал Николай Беляев.
На знаменитой фотографии - крайний слева он - лейтенант Николай Беляев, а справа сверху разведчики Михаил Егоров и Мелитон Кантария. Это они водрузили над Рейхстагом утвержденное военным советом знамя Победы. Николай Михайлович рассказывал нам, что всем известное знамя было не первым над Рейхстагом, штурмовали который несколько дней. До Егорова и Кантарии с самодельным знаменем попытался прорваться внутрь его друг Петя Пятницкий.
"Пятницкий пошел с этим флагом сразу, как только началась третья атака. Он дошел, на третьей ступеньке где-то упал, сраженный пулей", - рассказал Николай Беляев.
Потом поздним вечером 30 апреля 1945 года Егоров и Кантария все-таки смогли с боем прорваться в здание и закрепить на крыше уже официальное Знамя Победы. Глядя на купол Рейхстага современного, Николай Михайлович рассказывал о том, что такого купола как сейчас, конечно, тогда не было. Разведчикам пришлось карабкаться по железному каркасу, изрешеченному осколками.
"Когда я увидел Егорова и Кантарию, у них даже через забинтованные руки выступала кровь", - вспоминал ветеран Великой Отечественной войны, участник штурма Рейхстага Николай Беляев.
Для Николая Михайловича Беляева тот приезд в Берлин в мае 2015-го, через 70 лет после Победы, стал последним. Тогда он, несмотря на ветер и весеннюю сырость, снял куртку, и к мемориалу советским воинам в Тиргартене пошел по полной парадной форме, как и подобало последнему, остававшемуся в живых участнику штурма Рейхстага.