Борьба за честные госзакупки стала главной темой встречи Президента с активистами ОНФ
Списки того, что покупают и требуют чиновники за госсчет, они просмотрели скрупулезно и пришли к неутешительному выводу: слуги народа народные деньги не экономят.
Президенту рассказывали и о дорогих иномарках, и о шикарных поездках в экзотические страны для обмена опытом, и о потемкинских деревнях, которые исчезают сразу после проверки и отчета.
За два года контроля госзакупок ОНФ помог сэкономить 166 миллиардов рублей, по словам общественников, заказов, корпоративов и предметов роскоши стало меньше, но не до всех чиновников дошел посыл главы государства: они на госслужбу попадают, чтобы работать, а не зарабатывать.
Активисты Народного фронта приехали на встречу с Президентом каждый со своим расследованием, можно сказать, с компроматом. Например, аспирант Волгоградского университета доложил, кто и как ворует государственные деньги на строительстве дорог.
На самом деле большая часть встречи в Ново-Огарево была посвящена третьей беде. Не дураки, а наоборот - слишком умные чиновники. Оказалось, есть в России кадры, способные проявить смекалку, креативное мышление и пойти на нестандартные шаги, когда речь идет о государственных закупках и тендерах. Например, машина федерального министра по закону не может быть дороже двух с половиной миллионов рублей.
"Начинают уже сегодня хитрить, и вместо того, чтобы эти машины покупать, они их арендуют. А про аренду ни слова опять же в этих нормах не сказано, и как есть у нас пример сегодня Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за два года уже потрачено, оплачено 8 миллионов рублей на аренду дорогостоящий иномарки, это при том, что бюджет фонда дефицитный", - рассказывает активист ОНФ Антон Гетта.
Антон Гетта руководит общественным проектом "За честные закупки". Владимиру Путину он подарил "Серую книгу", которую составили активисты Фронта, но на самом деле, писали ее российские чиновники. Здесь и том, как купить шикарный "Мерседес", якобы для геологических разведок ("Мерседес" для Росгеологии — 9 млн рублей), о том, как нескольким чиновникам слетать на каникулы в Японию, как будто в командировку.
Активисты Народного фронта — это не полиция, не прокуратура и не аналог советского ОБХСС.
"Активисты народного фронта зарплату не получают, это гражданская инициатива, это общественная деятельность", - отмечает Антон Гетта.
Власти у активистов тоже нет. Поэтому влиять на госзакупки активисты стараются по-своему. Любители роскоши попадают в индекс расточительности. Он по каждой позиции свой и обновляется раз в квартал.
"Говорил о примере Российских железных дорог, собирались купить дорогостоящую иномарку больше чем за 8 млн рублей. Конкурс объявили, в индекс попали, после выхода индекса СМИ за 4 часа закупку отменили. Сумма отмененных закупок на сегодняшний день 6 млрд рублей составляет. Это только элементы роскоши", - рассказывает Антон Гетта.
Владимир Путин уже не впервые слушает подобные отчеты, после прошлых расследований о госкорпоративах как раз и был введен запрет отмечать Новый год за государственный счет.
"Если кто-то не понимает, как нужно жить сегодня, и, зная уже о принятых решениях, пытается их обойти, нужно посмотреть на персоналии. А то, что вами наработано за последнее время. Отдайте, пожалуйста, в администрацию, мы посмотрим и проанализируем это всё еще раз", - пообещал Президент.
Отдельного анализа потребуют и отчеты по тендерам. Массовые случаи, когда компания составляет тендер под конкретного заказчика и только ради отката. Какой результат таких схем наглядно показала другая активистка Народного фронта Анастасия Муталенко.
"В 2012 году при строительстве искусственного водоема решили сэкономить и положили пленку в два раза тоньше. И вода ушла", - рассказывает она.
Это звучит, как анекдот или сюжет Салтыкова-Щедрина, но это реальная история. В долине Алтая запроектировали туристический комплекс вокруг искусственного озера. Озеро каждый год превращается в пруд. И каждый год этот сизифов пруд снова наполняют водой и превращают в озеро.
"Три года они каждый год пытаются залатать глиной дыры, они придумывают какие-то специфические мероприятия, запускают водолазов, но ничего не помогает. Наполнять озеро можно только осенью. Они наполняют его, проводят какие-то работы, ежегодно отчитываются, что они ведут мероприятия по восстановлению. Они получили деньги на все 17 экономических территорий, но эти деньги не вкладывают в строительство, а прокручивают в банках и ежегодно получают по ним депозиты", - сообщила активистка Народного фронта Анастасия Муталенко.
Особые экономические зоны — это территории, где налогообложение льготное, а инфраструктуру помогает строить государство. Это не всегда туризм. Например, в Подмосковье уже почти 10 лет назад был запроектирован комплекс предприятий электронной промышленности.
"Сюда резидентами вложено уже около двух миллиардов, но судьба этих проектов зависит от строительства относительно небольшого участка коммуникаций. Несколько лет эти работы вообще стояли", - рассказывает генеральный директор НИИ "ЭСТО", председатель собрания резидентов ОЭЗ "Зеленоград" Дмитрий Сапрыкин.
Дмитрий Сапрыкин - один из тех предпринимателей, что вложили свои деньги в развитие особой экономической зоны. Но государство коммуникации так и не подвело. И здание стоят пустыми, а инженеры-электронщики арендуют рядом здание бывшей столовой. При этом платят налоги без льгот, так как формально они не на территории особой зоны.
"В нашей экономике это один из ключевых объектов, особая зона. Без того, чтобы создать инфраструктуру, ни о каком импортозамещении, ни о какой электронике, авиастроительной отрасли говорить не приходится, потому что для всего этого нужно оборудование. И производить его надо не в таких условиях — бывшей столовой, а в нормальных мощностях", - отмечает Дмитрий Сапрыкин.
Владимир Путин признался, что слышал о проблемах со строительством особых экономических зон, но не знал о конкретных схемах и причинах задержки строительства.
"Честно говоря, не знал о том, что деньги, которые выделяются федеральным бюджетом на эти цели, вместо того чтобы вкладывать их в реальное производство и в организацию, в создание инфраструктуры, они просто сидят на счетах и в банках крутятся для получения соответствующих прибылей, непонятно куда идущих. Мы, безусловно, всё это проверим", - пообещал Президент.
Все отчеты народных активистов, конечно, должны быть детально проверены. Президент поблагодарил волонтеров за работу и пообещал поддержку, а если надо и защиту.
"У нас с вами нет задачи как когда-то в одной из стран говорили "ударить по штабам". У нас нет задачи развернуть охоту на ведьм, у нас нет задачи раскачивать госаппарат, в административных органах в большинстве своем работают порядочные, дисциплинированные и эффективные люди. Административные структуры все-таки живут по своим законам, по своим правилам и часто очень не чувствуют остроты проблем, которые перед людьми стоят. И понимая это, они должны опираться на тех людей, которые сейчас работают в таких общественных движениях, как Общероссийский народный фронт. Потому что, по большому счету и по-серьезному, у всех у нас общая задача — сделать жизнь людей лучше.
Ждать какой-то особой поддержки со стороны административных сил не нужно. Но важно, чтобы они не мешали. Не скрою, что когда я слышал некоторые доклады, некоторые сообщения и информацию, я думал о том, как вас защитить. И не только от административного произвола, но и от возможных криминальных проявлений. Но в любом случае, та работа, которой вы занимаетесь, требует определенного мужества. Мы, безусловно, будем вам помогать. И я желаю вам этого мужества! Спасибо вам большое!" - обратился Владимир Путин к активистам Общероссийского народного фронта.
На встречу с Президентом собрались несколько десятков активистов Народного фронта. Но по всей стране таких людей пять тысяч. И с каждым днем все больше. За два года существования Народного фронта удалось устранить нарушений при госзакупках на 160 миллиардов рублей.