Катастрофа над Синаем признана терактом
Это, вероятно, была неделя очень острого и очень жесткого осознания - как у террористов нет национальности и вероисповедания, - так и у тех, на кого террористы нападают, национальности и вероисповедания нет. Это просто люди, которым террористы объявили войну.
И одним из первых звеньев в этой цепочке насилия стал взрыв российского лайнера над Синаем - уже четко доказано: это был теракт. На неделе это подтвердил глава антитеррористического комитета России Александр Бортников.
Версий катастрофы А-321 за прошедшие с момента трагедии недели было множество. Эксперты обсуждали и возможность технической неисправности, и ошибки экипажа - но участники расследования с официальными выводами не торопились. Даже после того, как Россия прекратила авиасообщение с Египтом - из соображений безопасности. Но вот в ночь на 17 ноября на совещании в Кремле глава ФСБ докладывает Президенту: причина крушения лайнера с российскими туристами - теракт.
"Проведены исследования личных вещей, багажа и частей самолета, потерпевшего крушение в Египте 31 числа. В результате проведенных экспертиз на всех предметах, о которых я сказал, выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства. По оценке наших специалистов, на борту воздушного судна в полете сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 килограмма в тротиловом эквиваленте. В результате чего произошло, так сказать, разваливание самолета в воздухе. Чем объясняется большой разброс частей фюзеляжа самолета на таком расстоянии. Можно однозначно сказать, что это террористический акт", - сообщил глава ФСБ России Александр Бортников.
"Россия не первый раз сталкивается с варварскими террористическими преступлениями. Чаще всего без всяких видимых причин, внешних или внутренних. Так, как это было со взрывом на вокзале в Волгограде в конце 2013 года. Мы никого и ничто не забыли. Убийство наших людей на Синае - в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников. Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались, мы их найдем в любой точке планеты и покараем. При этом мы должны опираться на людей, которые разделяют наши моральные и нравственные ценности, лежащие в основе нашей политики. В данном случае внешней политики и политики безопасности, политике борьбы с терроризмом. Наша работа, боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена, она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно. Мы рассчитываем в ходе этой работы, в том числе и по поиску и наказанию преступников, на всех наших друзей. Мы будем действовать в соответствии со статьей 51-й Устава Организации объединенных наций, предусматривающей право государств на самооборону. Все, кто попытаются оказать содействие преступникам, должны знать, что последствия от попыток такого укрывательства будут лежать полностью на их плечах", - сказал Владимир Путин.
Точное место взрыва установит следствие, но уже известно, что бомба была заложена где-то в хвостовой части самолета - либо под креслом, либо в багажном отсеке. Именно там - силовые элементы конструкции. В этом, говорят эксперты, и причина практически моментального разрушения лайнера.
"Самолет сам по себе - система устойчивая., если у него крылья, хвост есть. Хвост является фактически стабилизирующим ко всей этой системе. Если у него отвалился хвост, то в данной ситуации стабилизировать нечем. И самолет превращается в груду металла, которая оказалась на большой скорости на большой высоте. Стабилизировать полет нечем. Поток его будет рвать на части, как угодно", - рассказывает летчик-испытатель, президент Федерации любителей авиации Виктор Заболотский.
Окажись взрывное устройство где-нибудь на полке для ручной клади - исход мог быть другим. А значит, террористы точно знали, куда заложить бомбу. Вопрос лишь в том - как удалось пронести ее на борт. И в случае с аэропортом Шарм-Эль-Шейха, по словам специалистов, - ответов может быть множество.
"Естественно, было вопиющее нарушение режима авиационной безопасности и общего правоохранительного режима в аэропорту. Потому что и при прежнем президенте, когда был более тоталитарный режим и соответствующую работу выполняли более профессиональные сотрудники, можно было за 15-20 долларов без досмотра пройти на борт любого судна. Поэтому говорить о какой-то системе безопасности в этой курортной зоне просто не приходится. Поэтому любой завербованный человек, либо один из исполнителей террористической акции под видом сотрудника наземной службы, службы технического контроля, службы уборки на борту - под любым предлогом мог проникнуть на борт и заложить взрывное устройство", - считает президент Международной контртеррористической ассоциации Иосиф Линдер.
Во вторник агентство "Рейтер" со ссылкой на источники в правоохранительных органах Египта сообщило о задержании двух сотрудников аэропорта Шарм-Эль-Шейха, якобы подозреваемых в помощи террористам. Они, по словам журналистов, пронесли чемодан на борт российского самолета без досмотра. Впрочем, власти страны эти утверждения опровергли.
В России же за информацию об организаторах и исполнителях взрыва назначили награду в 50 миллионов долларов. Рекордная сумма, но практика, говорят бывшие сотрудники спецслужб, - очень распространенная, а главное - эффективная.
"Тем более сумма, которая обозначена - 50 миллионов - это в два раза больше, чем американцы предлагали за Бен Ладена. Зная особенности национального характера людей в том регионе, о котором идет речь, можно быть уверенным, что найдется достаточное количество людей, которое захочет акцептировать эту сумму и положить ее в свой карман, выдав ту информацию, которая будет оперативно значима для сотрудников российских спецслужб, для поиска, нахождения и заслуженного жестокого наказания тех, кто причастен к убийству российских граждан", - отмечает Иосиф Линдер.
Сдадут ли террористов их так называемые братья по оружию или спецслужбы справятся без их помощи - не так уж важно. Главное, говорят в ФСБ, - это неотвратимая расплата. И примеров тому в новейшей российской истории немало. Вот лишь несколько имен: Салман Радуев умер в колонии, Хаттаб - уничтожен, как и Руслан Гелаев, Абу Аль Валид, Аслан Масхадов, Шамиль Басаев, Саид Бурятский или Магомедали Вагабов. Только за последние 5 лет найдены около 4 тысяч террористов - кого посадили, а кого уничтожили при задержании.
Организовавший взрыв на параде победы в Каспийске в 2002 году Раппани Халилов - уничтожен спустя 6 лет вместе с другими боевиками. Террористы, захватившие Театральный центр на Дубровке, застрелены при штурме, организатора этого преступления Аслана Масхадова ликвидировали меньше, чем через три года - и даже подземный бункер не помог укрыться. Шамиль Басаев, организовавший десятки терактов, в 2006 году получил посылку - в партии оружия была заложена бомба - в действие ее привели дистанционно.
Те, кто посылал смертников - тоже не ушли от наказания. Спланировавший двойной взрыв в московском метро в марте 2010 года Магомедали Вагабов был нейтрализован в Дагестане меньше чем через полгода, а троих организаторов теракта в поземке в 2004 году арестовали спустя три года - все сели пожизненно. Сидит и Салаутдин Тимирбулатов по кличке "Тракторист" - устроивший в 1996 году в Чечне казнь четверых российских военнослужащих - да еще и организовавший съемку преступления. Боевика задержали весной 2000 года.
Спрятаться даже далеко за границей невозможно. Зелимхан Яндарбиев, организовавший немало терктов и занимавшийся финансированием боевиков, был взорван в машине в Катаре. И такие операции - вовсе не российское ноу-хау. Так поступают спецслужбы многих стран - исповедующих при этом вполне демократические ценности.
"В целом подобные операции не совсем соотносятся с тем, что принято называть "международными стандартами". Но страны, которые серьезно пострадали от террористических атак, понимают, что это - единственный способ наказать тех, кто ответственен за гибель множества людей, а также эффективный способ избегать подобных атак в будущем" - говорит ведущий сотрудник Института по борьбе с терроризмом Эли Кармон (Израиль).
Как бы жестоко ни звучало - но в случае с головорезами, готовыми убивать тысячами без разбора, даже детей - такое достижение цивилизации как международное право - не работает. Они устроены много проще, но отлично понимают слово "возмездие". И вопрос не в том, придет ли час расплаты - а в том, как скоро придется заплатить.