Преступников, причастных к крупнейшим терактам, практически всегда находят спецслужбы
О том, что причастные к теракту на борту российского "аэробуса" в небе над Египтом понесут наказание, говорят многие эксперты по безопасности. К сожалению, случаи, когда экстремисты находят бреши в безопасности, происходят по всему миру. Но история почти не знает примеров, когда причастные к гибели невинных людей избегали наказания.
Спецслужбы никогда не забывают организаторов и исполнителей террористических актов. Российские спецслужбы - тем более, поскольку в последние два десятка лет наша страна противостояла наиболее подготовленным и, если использовать жаргонный, эмоционально окрашенный термин, самым "отмороженным" наемникам из террористического интернационала. В юридической формулировке от руководителя ФСБ Александра Бортникова обоснование звучит, возможно, сухо.
"Государство в лице правоохранительного блока неуклонно воплощает принцип неотвратимости возмездия за совершенные преступления, невзирая на срок их давности", - заявил он.
Можно формулировать принцип "неотвратимости возмездия" и в цифрах, и в статистике: с января 2010 года, например, по резонансным преступлениям террористической направленности разыскано около четырех тысяч человек. Многие из них уничтожены при попытке оказать сопротивление. Имеет смысл и напомнить хотя бы только некоторых конкретных персонажей из числа террористов: Раппани Халилов организовал взрыв во время парада Победы в Каспийске 9 мая 2002 года - уничтожен в составе крупной банды в поселке Новый Сулак Кизилюртовского района в 2007 году. Захватившие театральный центр на Дубровке во время спектакля "Норд-Ост" были уничтожены во время штурма, одного из организаторов этого преступления ликвидировали в 2005 году в подземном бункере в селе Толстой-Юрт. Шамиль Басаев, на руках которого - кровь жертв нескольких терактов, в том числе, в Беслане и Буденновске, уничтожен в 2006 году возле селения Экажево: в партию оружия была заложена бомба, которая детонировала в нужный момент.
Некоторые террористы полагали, что от возмездия можно укрыться, если не афишируешь свое имя, направляя смертников. Нашли, однако, и их - организатор двойного взрыва в московском метро в марте 2010 года по имени Магомедали Вагабов был нейтрализован в Дагестане меньше чем через полгода, а троих организаторов взрыва в метро в 2004 году, рассчитывавших на анонимность, арестовали через три года, они получили пожизненные тюремные сроки.
Не удавалось террористам спрятаться и за границей - Зелимхан Яндарбиев, идеолог и практик терроризма, занимавшийся еще и организацией финансовых потоков для боевиков, погиб от взрыва на автомобильной стоянке в городе Доха, столице Катара. Двоих сотрудников российского посольства, обвиненных в этой акции, местные власти выдали России.
"Есть люди, которые обладают таким мастерством, таким уровнем мастерства, что осуществить подобное в любой точке мира - это не блеф, этот инструментарий давно найден. Мы были корректны в ряде проявлений, мы корректно не навязывали нашим партнерам за рубежом, чтобы мы участвовали в ряде акций, в ряде операций, мы корректны были до какой-то степени, когда уже зашкаливает наше терпение. На сегодняшний день мы эту корректность будем оставлять", - говорит начальник Управления ФСБ по борьбе с международным терроризмом в 2004-2006 годах Юрий Сапулов.
Спецслужбы разных стран мира солидарны во мнении - террористы не должны и не могут уходить от ответственности, просто переезжая в другую страну.
По сходным причинам, кстати говоря, США провели спецоперацию на территории Пакистана, когда был уничтожен один из организаторов терактов в Америке в 2001 году Усама Бен Ладен. Израиль также всегда был последователен в политике неотвратимости возмездия - например, много лет после теракта на Мюнхенской олимпиаде 1972 года террористам, расстрелявшим израильских спортсменов, позже - прятавшимся, приходили "весточки" от спецслужб. Уйти от ответственности они не смогли.