В Японии набирает популярность услуга «Родственник напрокат»
На пенсии жизнь только начинается - так решила 56-летняя австралийка, и стала искать, с кем начинается? 75 свиданий в 22 странах мира, трехмесячный марафон от Ватикана до Токио. Перед этим она девять лет выбирала по всей Австралии, правда, безрезультатно. Вернувшись, она написала книгу о том, что поклонника нашла лишь на соседней улице, и теперь она больше не одинока.
Американка Нина Кенилли пошла другим путем - она решила одинокие вечера коротать, избавляя других от одиночества. Логика проста: когда детям по 30 лет, есть время и силы жизненный опыт конвертировать в деньги. Нина Кенилли предложила себя в качестве "мамы напрокат". В списке услуг - домашний ужин, помощь в пошиве костюма для вечеринки, игра в футбол на заднем дворе. За отдельную плату мама на час погладит рубахи и посмотрит вместе кино, обещая не критиковать клиента и не наказывать.
Новый и пока малоизвестный в России "рынок душевного тепла" за умеренную плату - модный суррогат или новая реальность для одиночек в больших городах?
Свадьба пела и плясала, и никто даже не догадывался, что семья жениха – ненастоящая! С матерью и отцом Синдзо Аояма поссорился — они не одобрили его выбор. Но торжество уже было распланировано, и Синдзо решил не омрачать праздник. Нанял массовку - совершенно посторонних людей из специального агентства.
"Мои родственники наотрез отказались присутствовать на свадьбе. И тогда я решил пригласить "семью напрокат". Каждого родственника — мать, отца, дядю, тётю — я предварительно выбрал по фотографиям. На удивление, всё прошло идеально, "семья напрокат" очень естественно сыграла роль моей настоящей семьи. Мы с супругой остались довольны", - говорит он.
Синдзо просил не показывать лицо, ведь он обычный офисный клерк, который всего лишь не хотел выглядеть глупо. "Наш клиент", - говорят в агентстве "Client Partners". Сюда обращаются вполне обеспеченные люди, угнетённые жизнью среди больших корпораций, ставших второй семьёй, а иногда — единственной. Родственники и друзья напрокат помогают таким "корпоративным самураям" сохранить лицо.
"Современная Япония - это мир интернета и апломба, когда все хотят показать себя только с красивой, удачной стороны. Поэтому многие люди не обращаются за помощью к друзьям или родственникам, потому что боятся показаться слабыми. Люди закрываются, скрывают свое истинное лицо, оставляя все меньше возможностей и места для честного человеческого общения", - считает президент агентства Маки Абе.
Десятки агентств, тысячи сотрудников обеспечивают эмоции напрокат. Свадьбы, юбилеи, даже похороны — не самые странные заказы.
"Одному парню нужно было прокачать мышцы, но в одиночку ему не хватало силы воли. Поэтому он заказал несколько друзей, мы ходили с ним в тренажерный зал и отчаянно болели за него: "Раз-два, раз-два! Давай! Давай!" – рассказывает основатель фирмы "Family Romance" Юити Исии.
В печали и радости, болезни и здравии — за сдельную плату. Их называют продавцами эмоций. Англичанин Том Фортез Майер, психолог, давно подметил: ритм жизни ускорился, мегаполис стал миром одиночек, которым так не хватает тепла. Поэтому открыл в Лондоне свой "обнимаркет" — место, где незнакомые люди учатся быть людьми.
"Люди в Англии обнимаются всего две секунды. Но это же сухое приветствие. Чтобы расслабиться и довериться партнёру, обниматься нужно секунд двадцать. Знаете, это как магия! Вы чувствуете любовь к людям, которых даже не знаете", - уверяет психолог.
Дарить незнакомцам то, что лет двадцать назад делили только с самыми близкими - симптом нового времени, говорят специалисты. Когда индивидуальность и успешность почти религия, жизнь проходит в графике 24 на 7, крепкие отношения — непозволительная роскошь.
В суровом Челябинске тоже сделали ставку на нежные эмоции.
Дружба с Егором Шишкиным — 250 рублей в час. Сходить в кино, поболтать в кафе, просто погулять. Ничего личного и лишнего. Первым клиентам Егор удивился сам. Теперь, спустя несколько месяцев, понял: это эффект случайного попутчика. В родном городе он стал своим среди чужих — человеком, которому доверяют самое сокровенное и больше никогда не встречаются.
"Люди хотят поделиться какими-то проблемами своими, то есть, рассказывают больше о своей жизни, что-то такое, какие-то подробности, возможно", - говорит Егор.
Общество одноразовых эмоций называют комодитивным, от английского "commodity", "товар" или "продукт". Стабильный ценник есть у радости, скорби. Почему наши отношения уходят в ногу со временем, разбираются эксперты.
"Во-первых, это просто сейчас модно. Во-вторых, сейчас действительно ситуация, когда нам мало времени, много беготни, много дел. На самом деле, это большая ошибка. Дружеские отношения требуют подпитки, времени, любви, внимания, это очень сложное, длительное выстраивание человеческих отношений. А здесь мы получаем некий суррогат", - говорит доцент кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета Ирина Кузнецова.
Полностью заменить привычное общение он вряд ли сможет. По крайней мере, в ближайшем будущем. Утоление голода эмоционального — совсем как правильное питание. Кто-то готов выбирать свежие продукты, учиться их готовить, тратить время на сам процесс. А кому-то достаточно полуфабрикатов с красителями, консервантами и усилителями вкуса. Пару раз перебить этим аппетит, конечно, можно, но со временем к такому перекусу можно привыкнуть, а он, как и любой фастфуд, вреден для здоровья — психологического. Крепкая любовь, близкие связи — все это уже кажется сложным и болезненным. Кроме привыкания, у суррогатов есть плохо изученные побочные эффекты. Игра на нервах нередко выходит из-под контроля.
"Однажды меня отправили к матери-одиночке. Её сын участвовал в соревнованиях в детском саду, и я играл роль отца, подбадривал его. Но всё зашло слишком далеко: мальчик подумал, что я его настоящий папа, и нам с матерью пришлось подыграть. Теперь он учится в школе, и я продолжаю с ним встречаться", - рассказывает Юити Исии.
Желание быть в ответе — то, чего не хватает обычному потребителю "эмоций напрокат". Купить нельзя, но можно научиться. В маленьком татарском городе Мамадыш, где каждый десятый школьник растёт без отца, начали подобный эксперимент. По выходным их воспитывают мужчины из других семей. Похоже на "папу напрокат", но в этом отцовском клубе всё по-настоящему. Спортсмены, предприниматели, инженеры — не приходящие родители, а большие друзья, которые между делом учат будущих мужчин самостоятельно принимать решения, а не убегать от ответственности.
"Здесь надо помнить то, что я отец. Я мужчина. То есть, у меня две дочери, я их не могу научить дрова колоть, хотя это тоже, конечно, они умеют. Я хочу привить то, что умеют мужчины, не только своим детям, но и посторонним", - говорит член отцовского клуба города Мамадыша Эльдар Хайрулин.
Синдзо Аояма признался: публично лицо сохранил, но для него свадьба с незнакомцами была страшным позором. Мгновенно отрезвила: помирился с родственниками, и теперь напрокат ему никто не нужен, как и Дмитрию Смирнову из Москвы. Год назад он искал друга в аренду, а нашёл свою любовь. Говорит, повезло: Анна сперва общалась с ним за деньги, теперь всё по любви.
"Месяц, второй, третий, все больше точек соприкосновения с человеком, и ты уже понимаешь, что вы по духу близки друг другу. В один из моментов, когда я готов был расплатится за очередную встречу, она сказала: больше деньги не нужны", - рассказывает Дмитрий.
"Он зацепил меня тем, что меня в мужчинах привлекает - какая-то внутренняя сила. Наверное, я просто влюбилась, если говорить иными словами", - говорит Анна.
Летом сыграли свадьбу и счастливы вместе. Анна теперь хочет стать психиатром, говорит, за время работы "другом напрокат" накопила приличный опыт. Правда, смеётся Дмитрий, теперь Анна, как законная супруга, обходится гораздо дороже.